Граждане Колле
О поступке достойнейших граждан Кале вспомнили в середине 19 века. Однако его идеи не понравились заказчику. Выше: что вы искали. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности.
Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Однако его идеи не понравились заказчику. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой».
- Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Граждане города Кале
Сначала автор объединил все шесть персонажей в однородную группу, где каждый из них олицетворял героизм. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Когда Россо хотел выставиться в Парижском салоне, а члены жюри попытались не допустить его, Роден заявил, что покинет пост председателя жюри.
Но нет же. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня.
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Напишите отзыв о статье Граждане Кале
- Отрывок, характеризующий Граждане Кале
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Поплавали, помылись, переоделись назад я шел пешком в сторону Арбата и впервые увидел знаменитый двор, портал, мощные колонны перед входом. Сейчас здесь Музей Родена. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе.
Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.
Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой.
Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Он формировал их.
Роден предложил свой проект и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Этот памятник конца ХIХ века посвящен событиям далекого ХIV столетия — началу Столетней войны между Францией и Англией англичане тогда одерживали победу за победой и, выиграв битву при Кресси, захватили значительную часть Франции. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении.
Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III.
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- Как мы и макароны пострадали от железного занавеса
- Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Отсюда геометрически правильные очертания площади: квадрат площади Вогезов, треугольник площади Дофина, круг площади Побед, восьмигранник площади Вандом. И он принял все сто и сделал из них шесть.
В конце концов проект был принят. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. ных зданий эти последние представляют собой не более чем обрамление площади, в котором не выделено никакой доминирующей части, никакой господствующей формы. Но это была всего лишь мимолетная идея.
На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».
Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.
- Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
- Близлежащие достопримечательности
- Реферат по предмету Культура и искусство
Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.
Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. И начал её английский король Эдуар III Плантагенет, тридцати четырех лет от роду, женатый.
Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. К этой скульптуре я ещё вернусь в конце поста. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Денежный кризис.
Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект.
Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех — долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Его примеру последовали и другие. Работа была закончена в 1889 г. и была восторженно встречена публикой. Огюст часто ходил в Лувр.
Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. После окончания средней школы Роден трижды пытался поступить в Высшую художественную школу Парижа и трижды его не принимали. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В нем можно чётче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за всё, что происходит в мире. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Он сразу почувствовал, что в этой истории имеется мгновение, когда совершилось нечто великое, нечто вневременное и безымянное, нечто независимое и простое.
Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. вы можете запросить все в системе с коробкой. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.
Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.
В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Он оборачивается к самому себе. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей.
Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи.
Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Это героическая пара. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Воздетая к небу в вопрошающем и укоряющем жесте рука —вызов этим высшим силам, требование ответа за беззаконие и несправедливость, обрушившиеся на безвинных людей, на их жизнь, на их жен и детей, на родной город, на родную землю. По обычаям войны тех лет. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.
Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Толчком для его реализации стала трагическая страница в истории Франции — поражение во Франко-прусской войне.
Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Так возник памятник всем шестерым. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Осада продолжалась почти год.
Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. И где же памятник. Раздосадованный длинной осадой Эдуар III выставил жесткие условия горожанам. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме».
Разве каждый из этих горожан не был личностью со своими темпераментом и характером, силой духа и слабостями. Помог Родену писатель Роже Маркс. А потом Роден уже не видел образов.
Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Но нет же. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.
Это героическая пара. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». А сейчас чуть-чуть истории. Странные фигуры устремлялись вперед извивались, корчились или сжимали друг друга в объятиях под неистовым напором его воображения. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Его творчество очень интересовало Родена.
Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Скульптура целиком завладела им, у него не было других занятий и развлечений и он не испытывал ни малейшего желания их искать. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
«Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.
(Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Авторские копии можно увидеть также в Лондоне и Париже.
В натуральную величину их решения. Эти истолкования и суждения противоречивы. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.
Англичане просили мастера об этом небезосновательно. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.
В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Однако оно соответствовало сути произведения. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского.
На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. В противном случае – ну, вы понимаете.
То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Героями подвига были представители городской буржуазии. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Французский летописец рассказывает далее, что бургомистр мессир Жан де Вьенн, получив это уведомление, приказал колокольным звоном созвать граждан на рыночной площади. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.
Эсташ первый пускается в путь и для его линий необходимо, чтобы он был таким, каков он есть». История, которую он узнал, поразила его. Героями подвига были представители городской буржуазии. Англичане начали осаду, которая длилась почти год.
Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст.
Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Таким Жана дЭра, бургомистр города Кале, создал Огюст Роден.
Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Мужество, которое дается человеку намного труднее, чем воинская доблесть и проявляется значительно реже. Проект замер почти на сорок лет. Шел 1845 год.
Сейчас здесь Музей Родена. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать».
Последовательные макеты ансамбля свидетельствуют о том, насколько трудно ему было сгруппировать шесть персонажей. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Подобное встречается и у художников.
И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Один поднял руку, подобно оратору.
Вот таким образом он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Шестеро граждан этого не сделали». Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много.
А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Выше человеческого роста.
«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне.
Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.
Дело, однако, затянулось: защитники Кале оборонялись упорно и долго. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. Пушкина был первым, который я посетил в студенческие годы. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Казалось, он был в бреду. В ближайшую субботу и состоялся мой первый ознакомительный визит. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.
Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Они должны сами искать заказчика. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.
Ныне он зовется ГМИИ. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света.
Мы отмечаем, что скульптор представил Эсташа де Сен-Пьера в рубахе из слишком грубой ткани с тяжелыми складками, тогда как, согласно историческим сведениям, его одежда была более легкой Мы считаем своим долгом настоять на том, чтобы месье Роден изменил позы, внешний вид и силуэт группы». Известно только, что лицо одного из персонажей скульптор лепил со своего сына Огюста Бёре, разумеется, сильно преобразив его. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.
Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода.
Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина.
В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Именно это придает группе движение.
Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Музей изобразительного искусства им. Он стремился в первую очередь уловить свет. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.
И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Это обстоятельство было особенно существенным для прославления и увековечения эпизода в Кале. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами».
Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Именно это придает группе движение. Тут все было ясно и определенно.
Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз.
Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Сюда относятся свободная группировка фигур, пластика сильных, лишенных плавности жестов, резкая и крупная моделировка, преобладание больших плоскостей и объемов, полный отказ от фронтальности, самое же главное — сосредоточение внимания на внутреннем, душевном мире человека, на его переживании, на его мысли как определяющих предпосылках пластического образа.
«Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. После ряда доделок она в 1895 г. была установлена в Кале. История, которую он узнал, поразила его.
Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Тем большим ореолом окружала она память людей, которые, пусть в очень давние времена, могли представить ее носителем общегражданских добродетелей, образом готовности к самопожертвованию и любви к родине. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.
В его глазах читался вызов и непокорность. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Сколько их было потом – не сосчитать, но гораздо больше, чем в Третьяковку.
Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти.
Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Соотечественники решают помочь ему получить образование. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным.
Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Один поднял руку, подобно оратору. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Это требование было исполнено. Они остались в одних нательных рубахах, повязали шеи узлами вервия и с ключами от города и крепости направились в лагерь противника.
Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов.
Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. 1346 г. Бушует столетняя война – предки англичан и французов времени на войн не жалели.
В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.
Сам Моне внес тысячу франков. ) Роден был в числе тех, кто принял участие в подписке, в компании с Ренуаром, Писсарро, Пюви де Шаванном, 69 Дега, Фантен-Латуром, Тулуз-Лотреком и др. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Затем их повесят.
Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Места для случайностей не осталось.
Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Но затем он понял, что ошибался. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.
Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы». Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Попытки французов прорвать блокаду провалились.
Это делается быстро, но это не искусство. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Первые попытки их расположить не удовлетворили скульптора, так как композиция получалась недостаточно выразительной.
Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. И Роден предложил другое место для памятника.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам.
Он собирал их. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.