Тиціан

Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. Написав портрет знаменитого венецианского дожа Николая Марчелло по его изображению в медальоне, он и в дальнейшем продолжает писать портреты все восьми дожей по порядку их вступления в должность.

Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.

  1. 10 самых известных работ Тициана
  2. Тициан: жизнь и творчество художника
  3. Биография Тициана Вечеллио и его картины
  4. Тициан: произведения живописи, биография, видео
  5. Итальянская живопись ициан Вечеллио (1488-1576)
  6. Тициан и Венеция: что нужно знать о городе на воде, чтобы лучше понимать Тициана
  7. 11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни

Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Вернемся к произведениям Тициана. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Затем Микеланджело.

Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Два года живет в Ватикане Тициан и пишет портреты Папы и его придворных.

  1. Тициан (Тициано Вечеллио), биография, живопись, картины, росписи
  2. Интересные факты из жизни Тициана
  3. Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тициан успел впитать в себя все то, что не успел выразить в своих полотнах ушедший Джорджоне, биограф отмечает, что он по жизни нес некий «комплекс Джорджоне». Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку.

В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.

10 самых известных 
работ Тициана

В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета.

Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. И королей и святых. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.

Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.

Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом.

Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Да, он был творец.

И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. И оказался прав. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске.

Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.

Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Ему подражают им восхищаются. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.

В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.

Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность.

Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Внешне небогатая бурными событиями жизнь Тициана была долгой, блистательной и плодотворной. Когда умерла жена, оставившая ему троих детей, он не ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы.

В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне.

Так, в его «Портрете дворянина», который прославился необычайной естественностью, окружающие увидели руку Джорджоне и только подпись Тициана поставила все на свои места. Это правда, творения из ряда вон выходящие. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.

В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс.

В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю». Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).

В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Прометей, терзаемый орлом, прикованный к Кавказу, Сизифа, катящего свой камень в аду, Тития, которого пожирает коршун. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.

В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Мастер как бы предложил два варианта жизни – грезы и романтическая небесная любовь или хладнокровное обладание, то есть любовь земная.

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность.

Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.

Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. Это были просто люди, живущие на земле.

Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. к творчеству мастера. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. А это всегда драма. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле.

Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви.

Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое. Это было время расцвета для Венеции, покончившей, наконец, с войнами, разрухой и чумой.

Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет.

Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Из-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, но ярче всех заблистали двое – ровесники Джорджоне и Тициан.

Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Точная дата его рождения неизвестна.

Сначала явился Леонардо. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Финансовые проблемы у него возникли только с испанским двором – король Филипп очень неохотно отдавал обещанные деньги и Тициан забрасывал его письмами по этому поводу. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Про его «Оплакивание Христа» говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти, чем эта. Приехал в Венецию в юношеские годы.

Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.

Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».

Но вряд ли кто и изучил так возможности живописи, как величайший труженик Тициан, стаж которого на ниве холста бьет все мыслимые рекорды. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Все его святые просто земные люди.

Вазари, который присутствовал при этом, пишет, что Буонаротти признал уникальное умение Тициана видеть в обычной реальной жизни божественность и очарование поэзии. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.

Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.

Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. Венецианская знать почитает за честь заказать Тициану портреты предков. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.

Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Незримое присутствие рядом с ним Джорджоне, который оставил ему свои идеи, мысли, недописанные сюжеты, невыраженную красоту, ведет кистью Тициана всю жизнь, заставляя писать единение Земли и Неба, писать красоту небесную и земную в неразрывной связи. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Последнего дожа он напишет, будучи девяностолетним стариком. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Потом Тициан.

Он остался чужд сибаритству, не погряз в сытой роскошной жизни. С титулом пришло и богатство и роскошь и слава. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).

Следует отметить образ св. А Тициан – дает. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. После мастера осталось громадное состояние, которое почти все было промотано его неудачными сыновьями.

Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19–20 вв. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Мало того, в образе Пилата он запечатлел черты итальянского гуманиста Пьетро Аретино, а в облике одного из фарисеев — венецианского дожа. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.

И она отвечает ему любовью. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Ассунта Тициана полна героического пафоса. С детства юный Тициан мечтал о карьере художника.

Точная дата его рождения неизвестна. И вспомним, что он прежде всего художник. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Гений Тициана уже в юности выражался отточенным мастерством «подражания» другим художникам.

По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Над темным морем он несет её на Крит. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.

Хотя современники критиковали эту Благовещение за грязные цвета, сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Необычно исполнение картины. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.

Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.

В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале.

Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.

На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Но все же жизнь Тициана оборвалась внезапно, когда Венецию оккупировала чума.

Лицо его на портрете сурово, видно, что тяжелые мысли одолевают художника. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах.

Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Обе картины пришлись по душе хозяину. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.

Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю.

На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Он создает великолепные иконы «Апостол Марк», Мученик Петр», «Благовещение».

В этом городе художник проводит почти два года. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания.

Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. По слухам. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.

Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. В это время художник писал в основном портреты. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Ни один мастер не может похвастаться таким колоссальным воздействием на потомков.

Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Не покинув Венецию, Тициан погружается в работу. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.

В его биографии нельзя найти ни невероятных приключений, ни сказочных поворотов судьбы. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Невозможно переоценить влияние, оказанное Тицианом на последующие поколения художников.

Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Это была столица красоты и таланта, здесь уже набирала мощь знаменитая художественная школа Джованни Беллини. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.

Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.

Кто изображен на картине – загадка. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью.

Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. А ведь ему было уже за сорок. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II.

Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Однако 1550-е годы были для Тициана временем перелома, что сказалось в изменении характера его творческих интересов. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. К году рождения Тициана Венеция уже была на вершине своего благополучия и роскоши.

Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.

Но Тициану этого было мало, вернее, не это составляло главную цель его жизни. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии.

Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор.

Эти годы ознаменованы выдающимся событием в жизни мастера – он встретился с великим Микеланджело. По бюсту и медальону художник возрождает образ Николая Марчелло, прославленного венецианского дожа, правившего городом, когда Тициан еще не родился. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.

На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Тициан поистине мыслил краской.

Мозаикой там с ним занимался Джентиле Беллини, а живописью — его старший брат, великий итальянский художник Джакомо Беллини. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. И к тому же один из самых больших его портретов.

Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.

Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев.

В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Его встретили с почестями и с почетным конным эскортом препроводили к Папе Павлу Третьему. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне.

Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Ее очень много, все соборы Венеции жаждут заполучить к себе великого живописца. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.

Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые.

Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.

Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь.

Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Он прожил ровно век.

Две любви: небесную и земную. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником.

«Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Письма же за него писали под диктовку. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.

Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.

Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Герои были изображены в натуральный рост.