Жерико Теодор Гибель Медузы

Картины из этой серии не были предназначены для продажи. 2 июля 1816 года французский фрегат «Медуза» сел на мель. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Безумец с топором был уничтожен и тогда началась всеобщая свалка. Вдалеке – корабль, крошечная деталь, но все же она, надежа, существует.

Но четыре из пяти все же успешно добрались до пункта назначения. Гребцы выбились из сил.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов.

Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.

  1. История одной картины – Плот Медузы Теодора Жерико
  2. Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
  3. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  4. Конспект «Плот Медузы» Теодора Жерико

На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.

«Медуза» шла курсом, параллельным курсу «Эха», но ближе к берегу. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». В итоге корабль прямехонько двинулся к мели, вместо того, чтобы ее обойти. Через три дня Шомарэ рассчитывал достичь Мадейры, но этого не произошло: сказалась ошибка при прокладке курса.

  • 15 фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • «СЦЕНА КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ» ТЕОДОРА ЖЕРИКО
  • Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико

Оно еще не настало, но возможно уже близко, а может бриг «Аргус» пройдет мимо, как знать («Аргус» только со второго раза забрал людей). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки.

  • Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  • Албания Живопись 150 лет смерти Теодор Жерико Плот Медузы 1974
  • ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
  • «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  • «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.

На картине он разглядел полосы французского флага. Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.

Монархисты вернулись к власти, но они, как и корабль «Медуза», который они некомпетентно организовали для колонизации африканских земель, близки к гибели. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Их, как и капитана «Медузы», находившегося в одной из шлюпок, уже волновала мысль лишь о собственном спасении – вот-вот могла нагрянуть буря. Два трупа усиливают трагедию.

Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Милейший человек. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее.

  • «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  • «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  • «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  • «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  • о фотографии, бродском, цветаевой искусстве, о себе и прочем
  • 25 бургундских слов, которые непонятны остальной Франции
  • Как изменятся в скором времени французские города

Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.

Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк.

  • Картина Теодора Жерико Плот Медузы
  • Астрологический прогноз — способ узнать будущее
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • ГИБЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО ФРЕГАТА «МЕДУЗА»
  • В печени 375-летней мумии обнаружили паразитов
  • В Нижнем Тагиле нашли редкий артефакт эпохи мезолита
  • В центре Риги нашли и срочно закопали секретный туннель КГБ
  • Человеческие жертвоприношения в древнейшем армянском поселении – Мецаморе

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Историю самой страшной морской катастрофы тех лет Жерико прочел по совету друзей — либералов и бонапартистов, которые часто собирались в мастерской его коллеги Ораса Верне поругать власть. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины.

  1. В Великом Новгороде нашли берестяную грамоту о денежном сборе
  2. В Британии нашли следы древнего каннибализма

Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Картина была закончена в июле 1819 года. Картина была закончена в июле 1819 года. Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь. 147 людей оказались обречены на смерть.

Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Тону. » Это кричала маркитантка, которую взбунтовавшиеся солдаты столкнули с плота. Здесь прослеживаются традиции барокко. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей.

«Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. О том, как случилось, что капитаном быстроходного флагманского фрегата «Медуза» оказался граф Юге Дюруа дю Шомарэ – историки даже не спорят. Транспортировать громоздкий тяжелый плот оказалось крайне сложно. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

История одной картины 
– Плот Медузы Теодора 
Жерико

Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, опередившим своё время или одним из последователейДавида. Взбираются на бочку и машут обрывками ткани, чтобы быть замеченными. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.

Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Картина вообще могла вызвать очередной скандал: к этому времени стали известны не самые красивые подробности спасательных действий команды «Медузы» и вина капитана судна была слишком очевидна, а ведь ему командование судном было поручено самим королем Людовиком 18-м. Один из них с абордажным топором в руках придвинулся к краю плота и стал рубить крепления. Среди бурного моря, на этом обреченном плоту, люди дрались саблями, ножами и даже зубами. И вообще – в гостях у врага надо быть предельно сдержанными. Завершила подготовительные работы поездка вГавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Зрителей притягивают и увлекают эти «махи» в кружевных мантильях.

Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза», каравеллы «Эхо», флюта «Луара» и брига «Аргус». К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. На плоту несколько людей, потерпевших крушение в открытом море. Ничем не удерживаемые, шлюпки с капитаном и губернатором на борту устремились вперед.

«Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Следует подчеркнуть, что художника интересовала ситуация борьбы человека со стихией и героическая победа над ней. Но когда им дали еду, они не набросились на нее.

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Таким образом, человек в этой концепции не подчиняется разуму, а живет и действует во власти чувств.

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.

Вскоре после этого Жерико и создал свою картину, почерпнув вдохновение из рассказов двух выживших. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В сюжете картины не было ничего нравоучительного или возвышенного, все нормы и понятия академического искусства были попраны.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Он просто купил себе должность. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.

Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Как такого не сделать капитаном. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.

Крушения в море, увы, бывают нередко. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».

Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). На плот погрузилось большинство пассажиров и часть экипажа, а другая часть экипажа, сев в шлюпки, должна была буксировать этот плот идя на веслах. Жерико был всецело поглощён работой. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».

Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Фрагмент картины Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот.

Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Они измучены. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду.

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. Он наизусть знал книгу Корреара и Савиньи, познакомился со всеми документами, в том числе с материалами суда над капитаном, подолгу разговаривал с пережившими плавание на плоту, писал их портреты. Солдаты весили по 40 килограммов, это были живые скелеты.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Люди были оставлены на волю волн на маленьком, заливаемом водой плоту, которым почти невозможно было управлять (подробнее о гибели фрегата «Медуза» можно прочитать в книге «100 великих катастроф»).

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Один же, фрегат «Медуза», не только отклонился от курса, но и, благодаря непрофессионализму капитана, 5 июля потерпел крушение, став олицетворением самой страшной трагедии, когда-либо разыгрывавшейся в море. Жерико был всецело поглощён работой. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.

Он, губернатор Шмальц и старшие офицеры разместились в шлюпках. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.

– как можно было разбазаривать государственное имущество. Солдаты ели вареные кирзовые сапоги, ремни. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. 147 людей оказались обречены на смерть.

Ранняя смерть не дала развить Теодору Жерико всех его гениальных способностей. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Шомарэ боялся сесть на мель у побережья Африки и распорядился постоянно измерять глубину. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. К ним относится и картина «Махи на балконе», написанная в поздние годы жизни художника.

Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.

Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Он решил добраться до берега на шлюпках.

Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Это был бриг «Аргус». В центре человек с побелевшим запрокинутым лицом, ему явно плохо.

Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Начальником всей экспедиции был Гуго Дюруа де Шомарей, который обманным путём взяточничества, по протекции, без должных знаний и квалификации, был назначен капитаном «Медузы». ), случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.

Таким способом предполагалось преодолеть те 160км, что отделяли людей от заветного берега. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре.

Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.

Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. «Медуза» шла впереди «Эха». Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».

И были спасены американским авианосцем когда состояние истощения было критическим. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой.

На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. С ней связана жутковатая история: сюда студенты-медики приносили художнику трупы или отдельные части человеческих тел. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. 40-орудийный морской фрегат. Утром 17 июня 1816 года небольшая французская эскадра отправились к берегам Сенегала, чтобы восстановить утраченное после подписания Парижского Мира влияние Франции в африканском регионе.

Неожиданно канат, удерживавший на буксире плот, оборвался. Для художественного стиля картины характерна яркая экспрессивность. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность.

17июня 1816г. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Шомарэ отмахнулся от этого предупреждения. Один французский исследователь обратил внимание на следующую деталь. Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза».

О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Характерно, что интерес к полотну Жерико усиливался в годы политических кризисов и революций.

По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Жан ЛуиАндреТеодор Жерико (26 сентября1791, Руан—26 января1824, Париж)—французскийхудожник, крупнейший представитель европейской живописи эпохиромантизма. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Это был бриг «Аргус». На борту были младший сержант Зиганшин и трое рядовых. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

Считая, что судно может разломиться, пассажиры и экипаж запаниковали и капитан принял решение немедленно покинуть его. И не всегда человек превращается в животное. Что же происходит на картине. Нолюди, ожидающие спасения, не истощены. Почему же вдруг так. У юноши две страсти: живопись и лошади. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами.

Огнестрельное оружие у солдат было отобрано при посадке на плот. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Живые и мертвые. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.

По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Жерико изобразил момент, предшествующий спасению. После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

На борту было около 400 человек. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый «африканский батальон», состоявший из трех рот по 84 человека, по слухам из бывших преступников.

Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.

На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Сенегала, людьми познавшими "сободу".

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило.

Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). На отмели Арген в 40 лье от африканского берега фрегат «Медуза» потерпел крушение. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие (. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.

«Плот Медузы» (фр. Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко. На плот хотели переместить груз, чтобы облегчить судно: бочонки с золотыми и серебряными монетами. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Тонкий колорист Жерико, в отличие от остальных своих работ, сделал ставку на тёмные монохромные оттенки, подчёркивающие трагическую атмосферу.

Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Ф Гойя изумительно передал изменчивую, нежную и одновременно огненную натуру испанки, о которой еще великий Мигель Сервантес сказал, что она — «ангел в церкви, дома, на улице и дьявол в любви». Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса.

В Риме художник проводит целый год. Пили дождевую воду. Иными словами, плот – это и есть Франция, взывающая к помощи в своем жалком положении. Они решили облегчить себе предсмертные минуты, напившись до потери сознания. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.

В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.

Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Однако более опытные моряки предупредили его, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывал и окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше). Успех «Плот "Медузы"» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Вскоре отстал и «Аргус».

В поддень он появился снова и на это раз взял курс прямо на плот. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Корреар бросился в воду и вытащил ее.

В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку.

На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Неопытность капитана быстро дала себя знать. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Неясно, произошло ли это по чьей-то вине или просто канат не выдержал. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).

Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).

Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Это можно объяснить тем, что художник жил и творил во время, если и не борьбы, то противодействия, этих двух направлений. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».

Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».

Меры были приняты немедленно. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21.

Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. В СССР в 1960 году – почти через полтора столетия после истории с «Медузой» – в океан унесло самоходную баржу Т-36, жалкое суденышко. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Наконец снова измерили глубину: она составила всего 18 локтей вместо предполагавшихся 80.

Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Дорогой и тяжелый груз был на судне. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.

Сквозь хрипы раненых прорвался женский крик: «Помогите. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Он прожил недолгую жизнь и все его творчество уложилось всего в десять лет.

Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Ни солдаты, ни матросы уже не сомневались, что пришел их последний час. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».

Эту историю вспоминаешь потому, что в разных обществах разные моральные ценности. Белобородый старик погружен в задумчивость. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Между тем Шомарэ еще перед отплытием получил инструкцию от виконта дю Бушажа, министра по делам морского флота и колоний, предупреждавшую о том, что Сенегала надо достичь до наступления сезона дождей и штормов. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.

По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.