Менины Веласкеса

Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало.

Веласкес был придворным художником короля. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля.

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах".

Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»).

Они могут только так стоять. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Нельзя сказать, что инквизиция особо свирепствовала при Филиппе IV. Главная тема Испании XVI и XVII веков, главная тема Сервантеса и художников испанского реализма испанского «бодегонес» (таких как Сурбаран и Рибера)– это свобода.

Соль добывали в тяжелых условиях, она была дефицитна и очень дорога. И это потому, что художник пишет кого-то, кто стоит за вашей спиной. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  6. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  7. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  8. Менины (картина, Веласкес, 1656)

Зачем итальянцам говорить о свободе, когда она у них и так есть. Имя его всегда окружено тайной. Сверхновые ритмы. Изобразил так, как будто он – Оливарес на коне на фоне такого же пейзажа на вершине. Камзол обязательно был застегнут глухо до подбородка и у мужчин и у женщин.

По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Помимо инфанты и двух менин, мы можем видеть придворных, наблюдающих за церемонией и двух карликов – любимцев инфанты. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. И вот вырвалась наружу.

И они впервые ввели чулки. И вот на юге Испании сложилась еще одна традиция, которая замечательно показана в испанской южной драматургии плаща и шпаги. У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце. Они не знают этой темы.

  1. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  2. «Менины» Веласкеса: картина о картине
  3. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса "Менины"
  4. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  5. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  6. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  7. Самое интересное в виде мозаики
  8. «Мы не зрители, мы участники действия»

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Но у нас такое впечатление, что он пишет именно их и они отражены в зеркале. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Так вот, мы стоим между девочкой, ее свитой, художником Веласкесом и теми, кого он пишет. Но не в этом дело. До испанской моды носили штаны типа лосин, как у итальянцев. Это изображение двух философов. Тема Мениппа и Эзопа для Веласкеса имеет абсолютно особое значение.

  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо

У них перестук каблуков и веер в руках – это было то же самое, что азбука Морзе. Носили корсеты мужчины и женщины их туго затягивали. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Мы не можем оглянуться и посмотреть на тех, кого он пишет, но мы догадываемся, кто это. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Это Веласкес. Получалось, что они не могут согнуть спины.

Он просит подаяние, но улыбается озорно, дерзко, весело. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Но это спокойствие весьма обманчиво.

Филипп возглавлял эту империю и был, по всей вероятности, человеком слабым. Все почему-то думают, что Веласкес читал Сервантеса. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Более того, сам гений, может быть, знает, а может и не знает, что он гениален. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

  • Концертный зал в капелле века во Франции
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
  • Антропологический музей в Сан-Диего (США)Открытие Пана
  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Для Испании в XVI–XVII веках тема внутренней свободы была очень важна. Но рассказывает-то он ее нам. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Но что он рисует. На это указывает отражение в зеркале.

Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Это великолепное разнообразие находится в прямой зависимости от света и цвета, которые характеризуют каждого, расставляют необходимые акценты и вместе с тем всё объединяют. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. А тем не менее именно Веласкеса мы можем назвать первой кистью Испании и одной из первых фигур мировой живописи.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Подарки – другое дело. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам.

Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Это особая тема для Испании. Есть и философские интерпретации. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Что это – модернизм.

И никогда Веласкес не писал Филиппа IV рядом с его второй женой. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В мастерской художника особая атмосфера из-за жидкого света, который проникает в это пространство.

На этом следует остановиться особо. Им давали специальные жетоны. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Ей физически очень неудобно держать эту благородную позу, но она – послушная дочь своих родителей и будет делать всё, что от неё потребует этикет.

А как писал эту картину Веласкес на самом деле. Веласкес словно был прикован к его ноге на короткой цепи. Дон Кихот – тоже свободный герой в дороге, рыцарь печального образа. Мы не знаем, как он ее писал, хотя есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. То есть это человек, который чувствовал неограниченность своей власти.

Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Достаточно невзрачная история. Россия не переносит ритуала и придерживаться его не может, ей это надоедает через месяц. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. На Мениппе плащ путника и шляпа путника. Это свобода, которую позволяет себе гениальный мастер, который не может писать иначе, так как он гений.

1647—1651)— его единственной сохранившейся работой в жанре ню— отражённое лицо модели размыто без всякого реализма, а Купидон держит зеркало под углом, создающим у зрителя впечатление, будто Венера смотрит на него, а не на себя37. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

Это очень интересно. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). И испанские короли очень любили театр. То есть было и то и другое. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Уже через 10 лет инфанта Маргарита Тереза станет императрицей, супругой Леопольда 1 императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Русский двор знал самодурство, но ритуала в России не было. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Он всегда оставлял в заложниках его семью. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. Вот в чем вопрос: аписал ли он их. Они нищие.

Особенно это интересно в картине Хосе де Риберы «Хромоножка». Говорили, что он писал кляксами, как венецианцы. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу.

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Это очень интересная игра: идраматургическая и игра характеров.

Неизвестный в дверях. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого.

И творчество побеждает. Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

И тогда абсолютно другое место занимают сам Филипп IV и его супруга. Так это их изображает Веласкес. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Разумеется, нет. Мы видим, что он пишет короля и королеву.

Он не желал выпускать его за границу. Говорят, это первая испанская картина, которую Екатерина Медичи купила для Лувра. Это было прекрасное, широкое и свободное образование. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

Но, может быть, это «Менины». У него есть замечательная картина «Христос в доме Марфы и Марии».

Он обречен на себя. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Они изображены на двух высоких вертикальных досках. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Даже самые строгие инвентаризаторы его творчества знают, что никакого парного портрета короля и королевы у Веласкеса не было. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Зазеркалье кинематографическое. Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины.

Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Он был великим маэстро. Картина написана в южной испанской караваджистской манере, севильской манере. Это его единственный автопортрет.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Между тем Веласкес не может писать девочку, ее свиту, гофмаршала, который распахнул двери для того, чтобы их пропустить, собаку, карлицу. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. А в XVII веке к этому прибавилось еще одна деталь – вердугадо.

К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Влияют ли они на нас. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

А Эзоп одет тоже в рубище, подпоясан какой-то тряпкой и перед ним чашка, книги лежат. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Безусловно, это не единственная трактовка.

Есть простой ответ на вопрос, что есть актуальность. Вот таким образом он не может их писать. Он же стоит вместе с ними. В «Венере с зеркалом» (ок. Менипп смеялся в аду. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Испанцы всегда рассказывают истории.

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Но здесь возникают новые вопросы. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Он перечисляет античных авторов. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Это тема духовной свободы, совершенной свободы. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Хотя не следует забывать, что в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно.

Скорее всего это портрет королевской четы. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Вообще природа этой страсти к повествовательности, к описанию, очень сильна в испанской школе XVII века.

Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Может, если бы они на нас влияли, мы были бы несколько иными. Из зеркала на нас смотрит лицо Дульсинеи Тобосской, обветренное простое вульгарное лицо прислуги. И особенные они по одной таинственнейшей причине: они все анонимны. В случае с картиной «Менины» очень важно, где находится наблюдатель, тот человек, который смотрит на картину. И они должны были балансировать головой, чтобы эта шапочка у них не упала. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.

«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Не случайно мы сравниваем Николая I и Пушкина с Филиппом IV и Веласкесом. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Вы представьте себе, что он был властителем половины мира. Вряд ли воспитание художника Веласкеса проходило за чтением «Дон Кихота».

И еще белый плоеный воротник. Мы никогда не ответим на вопрос о природе гениальности. Но не это главное в полотне. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

Это абсолютно иная оценка тех людей, которых он разворачивает перед нами, очевидцами, находящимися внутри картины «Менины». Но что он рисует.

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Почему они боялись выпускать их за границу – до сих пор не ясно. Известны биографии всех, кроме самого Веласкеса.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Но о том, что он читал, мы знаем точно, на какой литературе он воспитывался, мы знаем точно, так как это известно из того, что пишет Сервантес в своем вступлении к «Дон Кихоту». Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Можно выразиться именно так – «играют роль», так как его живопись сродни драматургии. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Куда больше распространены две другие точки зрения. И денег он получал меньше личного парикмахера.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. И изобразил его Рибера на холме, а под ним лежит целая страна. А вот в Испании было ритуально все.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Она сидит в профиль, а другой стороной она отражается в этом зеркале.

Итальянский плащ длинный, а испанский короткий – до локтя. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. До сих пор под маской скрыт Шекспир. Это сцены из жизни простых людей.

Подлинный гений, как известно, всегда анонимен. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Это еще раз подтверждает, что он был человеком очень житейски зависимым.

Другое дело – юг Испании, где очень сильны были арабские влияния. А с другой стороны, это все-таки были более вегетарианские времена. У Тициана это просто другой ракурс его дочери Лавинии. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

У Рембрандта, наоборот, он изображён настолько убедительно пластическими средствами, что вы словно слышите неумолкающую барабанную дробь и визг испуганной собаки. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Очень интересна его гениальная картина, единственная в испанской живописи вообще обнаженная натура – «Венера с зеркалом», которая так странно перекликается с итальянской линией обнаженных женщин. Имеет ли право такая трактовка на существование.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Дважды бывал Веласкес в Италии, где ему очень хотелось бывать. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. А вы незримо присутствуете здесь, внутри картины. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Вам хочется обернуться. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Так он мыслил себе и он поделился этим с нами.

«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Ей всего пять лет. Так что тема философа, тема свободы и тема дороги между собой связаны.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Для них понятие имущества уже означало закрепощение и закабаление, а по-настоящему внутренне свободный человек еще должен быть человеком пути. В Лувре она висит отдельно, как одно из первых приобретений. Любопытно еще и то, что эти три имени (между прочим, можно назвать здесь и Лопе де Вега и еще очень большое количество людей) особенные.

Он вынужден следовать своей природе, он в рабстве у своего гения. И в картине «Менины» Веласкес создал свою ненаписанную автобиографию. Нет, автопортрет – это всегда то, что думает художник о том, кто он. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Ритуально движение, ритуальна одежда, ритуальна система отношений.

И вот эта картина в зеркале написана абсолютно иначе. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Он сыграл большую роль в живописной жизни Веласкеса, так как он был с какой-то тайной миссией в Мадриде и уже был очень знаменитым тогда. Это анонимность гениев. И вместе с тем о них никто ничего не знает. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Инфанта, напротив, ярко освещена. Надо сказать о том, что автопортрет – замечательный жанр живописи. А с другой – сам бросает вызов богам. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

А у мужчин это было движение плащом, шпагой и шляпа. Может быть, здесь важно развитие драматургии, появление испанской литературы. Мы видим его и мы видим эту группу людей, но он-то их не видит для того, чтобы писать. Находится в музее Прадо в Мадриде. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Или это вопросы, на которые мы должны ответить, но еще не ответили.

Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника. Всё правильно. Мальчик с хромой ногой, с вывернутой рукой, с рано постаревшим лицом, гнилыми зубами. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В зеркале на нас смотрит абсолютно другая женщина, чем та, которую мы предполагаем увидеть. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Испанцы изобрели корсет. Вот эти яйца, сковородки – все так замечательно написано. Но смотрит и художник. Благодаря этим актерам мы знаем историю больше, чем мы знаем ее из исторических книг.

Ему 57 лет. А тема пути – это тема внутреннего духовного поиска. Веласкес хотел получить подтверждение того, что он испанский дворянин. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Сверхновые течения. Филипп – король испанский, принадлежавший к династии Габсбургов.

Итак, время действия – 1656 год. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. И девочка пришла к тому, кто стоит за вашей спиной. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Если только есть такие танцовщицы, с таким изгибом бедра и с такой поющей линией тела. Загадка заключается в другом.

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Здесь этот оксюморон вполне уместен. Это ребёнок, лишённый детства. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. По другой – инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Это автопортрет художника Веласкеса.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Собственно говоря, где та точка, с которой он пишет.

В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. Вспомним, что мы стоим внутри комнаты, между ним и королем с королевой. Что это значит. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Кстати и должность он имел примерно такую, как Пушкин. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. У него есть изумительный портрет его дочери. Вот таким образом мы знаем, какие книги он читал.

Но и это еще не все: имужчины и женщины на голове носили очень маленькие шапочки с пером. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.

За пределами холста или внутри него. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. А почему в мастерской находится инфанта.

Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Это привело к инцесту внутри семьи. В ней Веласкес обращается к нам. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Чаще всего философы изображаются в дороге или в пути. О них знают все, это самые знаменитые имена культуры конца XVI – начала XVII века. И Филипп IV никак не хотел выпускать Веласкеса за границу. Почему так происходит. Именно тихо.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Свобода несовместима с понятием имущества. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».

Не стал исключением и Диего Веласкес. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Он был волшебником.

Он рассказал нам все о себе. И он подсказал Веласкесу кое-какие вещи по части живописной техники. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Они были очень несвободны. Может быть, он пишет вот эту группу, так как холст очень большой. Он был человеком, растворенным в семье и Филипп этого человека заставлял держать фонарь и идти с ним вместе, когда ходил на ночные свидания. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Очень интересно, что художник Веласкес пишет тех, кого он не писал никогда. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Дорога – это свободные люди, которые свободно ходят по дорогам. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.

Вероятно, в стену было вмонтировано очень большое зеркало. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». А кого же пишет Веласкес.

Они не имели права взять в руки деньги. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Таким образом, они были абсолютно заточены в свой костюм. Очень интересно, что Филипп IV вел себя по отношению к Веласкесу примерно так же, как Николай I по отношению к Пушкину. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы.

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Не все известно о жизни Сервантеса. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

А Веласкес написал себя так, как он видел себя, а он видел себя только художником. Это был язык свободы, внутренний язык. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. То есть это тема точки пересечения судеб на путях и дорогах свободного передвижения. А по-своему одновременно и унижали их бесконечно.