Помпейский Натюрморт
Жанры Историческая картина пейзаж натюрморт портрет Бытовой жанр
Это — один из самых красивых домов в Помпеях. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. Первый стиль «утверждал стену» как нечто прочное, как некую преграду между комнатой и остальным миром второй стиль эту преграду устраняет. Этот приём использовали и в других стилях. Причем не только дворцы, но и обычные дома горожан. до н. э. ).
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Третий стиль помпейской росписи, давший блестящие решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве XVIII и начала XIX в. (в частности, в орнаментах стиля ампир наполеоновской эпохи).
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. В Афинах и Делосе фрески происходят из 1-го стиля. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). и представляет собой инкрустации, выполненные на светлом фоне.
Галина Витальевна ДятлеваМастера натюрморта
С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображением, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандини», возведенные в конце XVI в. в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. В большинстве случаев в такой пейзаж входят и изображения архитектурных построек. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты.
Зевксис сам признал победу в этом конкурсе за своим конкурентом Парразием. Это вызывало всеобщий интерес, в том числе и у художников. Намеченные раскопки продолжил Карл III, король Неаполя и Сицилии.
95 – деталь фрески из Помпей. И если у Лукреция Фронтона в этом направлении сделаны только первые шаги, то в доме Веттиев мы присутствуем при полном осуществлении такого соединения (). Настолько точно создавались предметы, что их буквально можно потрогать. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Примером такой первой попытки может служить роспись в доме Лукреция Фронтона (ил. В так называемой коллекции Фарнезе присутствует якобы античная скульптура на ту же тему. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Как смотреть голландский натюрморт
Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Началом четвертого стиля следует считать попытку примирения «принципа ковра» с перспективой — примирения по существу невозможного, так как перспектива «раскрывает» стену, а ковер ее «закрывает». Но он даже не подозревал, насколько надолго сохранится это произведение. В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой».
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Художник включает в свои нарисованные ковры целые картины. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов.
- Фрески Помпей, античная живопись
- Натюрморт, жанр изобразительного искусства
- Помпейские фрески и Ренессанс: ОЧНАЯ СТАВКА
- Натюрморт как жанр изобразительного искусства
Несмотря на большое разнообразие деталей, композиции строились по одному и тому же плану. Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Но его уже нет ни во фресках (и скульптурных пейзажах) римского дома, открытого на вилле Фарнезине, ни в стенописи так называемого дома Ливии на Палатине, ни, как ни странно и в поздней помпейской росписи. В средней части, напротив, упор был сделан на роспись.
Сначала тщательно подготовил стену. Часто нарисованный сад был огражден низкой стеной, за которую каждый мог заглянуть. Росписи второго стиля — свидетельство блестящего расцвета декоративного искусства Рима. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Или парные, на которых вместе были изображены муж и жена. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
- Фрески в Археологическом музее Неаполя
- Помпейские экспонаты в Москве (часть 1)
- История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
- Натюрморты известных художников
- Натюрморты современных художников
Хотя сам Рубенс практически не писал натюрмортов, вещи играют в его композициях весьма значительную роль. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. Они занимают значительное место в развитии античной стенной живописи. Откопали эту скульптурную композицию на территории терм Каракалы в 16 веке. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе.
Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. Искусно изображенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. Пропорции не соблюдены и на фреске с мужчиной. В традиционной истории это называется "первым помпейским стилем". Автор этой статьи случайно наткнулся на одну любопытную деталь.
Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. В провинции же все было на оборот: меньше денег, меньше времени художник уделял работе. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Подобные произведения выполняли и фламандские художники, в частности Д. Тенирс и А. Броуве, но картины голландцев более спокойны и созерцательны. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью.
Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Иногда в обрамлении этой изысканной архитектурной декорации в центре стены размещались небольшие композиции мифологического содержания. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
На рис. 92 – 94). Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Ярко и очень торжественно выглядит помпейская живопись в современном интерьере. Отличительной чертой второго стиля являются изображения садовых и городских ландшафтов, сочетающихся с несколько гротескно написанными фигурами, выполненными в свободной, эскизной манере. В этом случае связь картин и зданий не ясна.
Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». В вилле «Мистерий» близ Помпей великолепно сохранился большой фриз изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклонение культу Диониса. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Некоторые фрески писались, наверное, вообще бездарными людьми.
Археологи начали раскапывать Помпеи в 1748 году. Архитектурной декорации исполненной живописью, отведено незначительное место вверху и внизу стены, на всей остальной плоскости развернута многофигурная композиция, представляющая ряд последовательных сцен, содержание которых граничит с мистическим культом Диониса (вследствие чего и сама вилла была названа археологами «Виллой мистерий»). И если старая аристократия, усталая от неурядиц республики и преследований империи, хотела забиться в свои дома, отдохнуть, почувствовать себя хоть на миг в покое и безопасности, то торговые и промышленные слои, которым империя открывала широкую дорогу, вовсе не желали отгораживаться от мира: они хотели домашнего уюта, но отнюдь не отказывались от близкого соприкосновения с миром и от его соблазнительных далей.
Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». В дальнейшем все они были утеряны, кроме тех что находились в Италии. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Витрувий (VI, 7, 4) объясняет, почему: "В этих залах происходят мужские пиры ибо у греков не принято, чтобы в них возлежали хозяйки дома. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры. Иллюзия объёма создавалась с помощью геометрии и светотени. Иное передано с таким реализмом, с таким совершенным знанием светотени (часто тень расположена в зависимости от источника света (окно, отверстие в потолке, дверь), который освещает комнату), что лишь ощупью убеждаешься в оптическом обмане.
А комната Иксиона в доме Веттиев (название дано по фреске Иксион, прикованный к огненному колесу) просто изобилует сюрпризами: фрески кажутся картинами в рамах, оштукатуренная стена изображает мрамор, а в нарисованных окнах видны нарисованные пейзажи. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Фламандская и голландская школа представляет прекрасные образцы этого жанра. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Переход от второго к третьему стилю ознаменован появлением на стене утонченных линий вместо колонн. – помпейские художники широко использовали бытовое разнообразие древнеримской жизни. Древнегреческаялегенда рассказывает о конкурсе между художниками Зевксисом иПарразием. Но есть здесь и исключения. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. В 79 году н. э. город погиб.
Подведем итоги. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Но верно ли такое мнение. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
А. С. Пушкина. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Что же, все женщины Помпей были поэтессами. Фреска написана свободными, широкими мазками и отличается светлым и гармоничным колоритом.
Также были популярны одноцветные украшения, центром которых часто была эдикула. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах.
Не будем искать здесь эпизодов из римской истории или хроники местных событий: перед нами проходит чуть ли не вся греческая мифология с преимущественной склонностью к любовным историям, трактованным в духе овидиевой поэзии. В той же группе выделяется прекрасная фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся желтом плаще, уже прошедшей положенные испытания. Стена украшена, таким образом, на высоту около двух третей. 1530 — ок. Все предметы на картине словно собраны для того, чтобы поразить зрителя своим великолепием.
Казалось, что стена состоит из обтёсанных камней, отчётливо были видны стыки между «плитами». Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. О личности этого мастера ничего не известно. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Имеется в виду натюрморт. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). На рис.
Возникновение подобных произведений было граничит с реформами, проводимыми Петром I в области просвещения. Купцы привозили интересные предметы быта и экзотические растения.
Часто в центре стены помещались большие картины с крупными фигурами. Обо всем этом хорошо свидетельствует архитектура. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. В инкрустационном стиле (также называемом структуральным) с помощью краски, штукатурки и вырезанных линий имитировалась блоковая кладка. Голландия вела активную торговлю в другими странами. В его зрелых работах обычно показано всего два-три предмета, между которыми чувствуется органическая связь. Натюрморт представлен и на римской мозаике Июнь, выложенной из разноцветной смальты.
Как правило, главные помещения были оформлены гораздо богаче, чем подсобные.
Главную роль в оформлении стены играла верхняя часть, которая была украшена орнаментом. Точно так же дно бассейна, благодаря прозрачности воды, обуславливает цвет водной глади. Также эти мифологические картины в значительной степени определяли развитие стиля. Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Панель украшена в инкрустационном стиле.
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Впоследствии особенно популярным было оформление стен «канделябрами», также часто встречался и инкрустационный стиль, архитектурный же наблюдался в Италии реже. Самое логичное объяснение дано основателями новой хронологии А. Т.
В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. 1493 — ок. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Натюрморт такого типа получил название ванитас (лат.
Например, один из залов виллы Мистерий (около 50 года до н. э. ) расписан так, что кажется, будто стены нет вовсе, а все персонажи, нарисованные на стене, на самом деле находятся в комнате рядом со зрителем. Эта параллель является весьма интересной, хотя пока еще в единственном случае. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. С чем это могло быть связано. Нет, это не поэтесса и не богиня поэзии, — решили ученые-искусствоведы. Если второй стиль «зачеркивает» стену комнаты, закрывая ее перспективой уходящих вдаль зданий, которые иногда как бы раскрываются, чтобы показать пейзаж или людей, находящихся еще дальше, то третий стиль помнит, что стена есть прежде всего плоскость: никаких «проломов», ничего, что следовало бы распределять на разных пространственных планах.
Носовским: в 11 или 12 веках родился Иисус Христос. Они написаны яркими красками и рисуются четкими силуэтами на стенной плоскости. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Второй стиль (конец IIв. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Они разбогатели, сообща купили старинный особняк и заказали художникам расписать его. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена.
Сад был густо населен птицами. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Что предлагают традистрики. Фантастичен и архитектурный фриз, хотя в нем можно узнать типы реальных сооружений посередине — басилика с тремя нефами с каждой стороны — павильон и на нем беседка, но в середине басилики помещен маленький натюрморт, а над ним треножник, как будто художник подсказывает зрителю, чтобы он не принимал его рисунка за изображение подлинного здания.
Примером такого подхода в живописи второго стиля является так называемая «Альдобрандинская свадьба» — фреска в доме Ливии на Палатипе в Риме изображающая сцену приготовления к свадебной церемонии. Этот факт поначалу вызывает удивление, ведь провинция была завоевана сравнительно поздно. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Живопись в данной области хорошо исследована. В дальнейшем развитии второго стиля на стене появляется ряд величавых сооружений, расположенных в нескольких пространственных планах: стена за ними не чувствуется. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь.
в ренессанс. А потом принципы идеального пейзажа оформляются только к началу 17 века в творчестве итальянца Аннибале Карраччи, нидерландца Бриля и немца А. Эльсхеймера. Геометрические фигуры были также очень распространены. Третий стиль, который по изяществу не знает в Помпеях равного себе, был слишком «академичен», чтобы рассчитывать на большой успех. Они даже изображали их на стенах своих домов. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). 90. Одиссеевы пейзажи, Сад виллы ad Gallinas Albas, о которых мы говорили выше и которые расписаны несколько раньше, чем порицаемые Витрувием архитектурные фантазии (II и III помпейских стилей), согласно современной терминологии подтверждают его слова.
Кстати, голландские географические карты считались самыми лучшими. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Третий стиль является своего рода протестом против второго.
Также иногда изображались фонтаны и статуи. Вот таким образом художники называют картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Но, несмотря на многочисленные достоинства французских натюрмортов им, в отличие от произведений голландцев, свойственны умозрительность и отвлеченность от реальной действительности.
Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. Художник, таким образом, присоединяет свои усилия по декорированию дома к работе лепщика. Ссылаются на присутствие пейзажа в творчестве арабов и даже китайцев.
Сущность его заключается в том, что штукатурку, покрывающую стены дома, отделывают «под мрамор», т. е. Рабы нанесли на нее несколько слоев штукатурки, выравнивая поверхность. Интересно композиционное решение этой картины. В четвёртом стиле значимость пейзажа возвращается. Зевксис хотел открыть картину, но занавес оказался нарисованный. В XVII веке наступает время расцвета жанра натюрморта.
Произведений Блума сохранилось немного. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Потом уже расписанную стену покрыли защитным слоем воска, чтоб краски не выцветали. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. 35). Голландские натюрморты пользовались большим успехом. На темнокрасном фоне глубокого теплого тона размещены крупные фигуры участников действия.
Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей". Тайна его успеха заключается в ясной простоте общего плана стенных декораций и в том, что художник сумел до известной степени реалистически подать свои великолепные архитектурные сооружения с видами вдаль, которые по существу «зачеркивают» не только стены, но и самое комнату, превращая ее лишь в обзорную площадку, откуда можно созерцать торжественную пышность величавых дворцов и необъятные дали широкого мира, открывающиеся за этими дворцами.
Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Здесь уместно вспомнить банальную истину: "Время – деньги". Это экран для проецирования различного рода образов. Картины уменьшились и перестали занимать центральное место на стене, как это было прежде.
С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. Преобладает инкрустационное оформление, «канделябры» также продолжают использоваться. Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
В провинциях верхнюю часть украшали не так обильно. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Совокупность предметов-символов создавала более сложное и глубокое содержание картины. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
В 1735 году начались работы в Геркулануме, а 10 лет спустя снова были обнаружены Помпеи. Все пространство комнаты было раскрашено. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Он создает перспективу и пространственную иллюзию. Во второй половине XVII столетия огромной популярностью стали пользоваться пышные букеты цветов, красота которых подчеркивалась блеском золоченых сосудов и белизной фарфоровых блюд с разложенными на них спелыми плодами. «Канделябр» был нарисован объемно, в то время как остальные детали изображались плоско. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие. Да и появился пергамент, как доказал И. Шумаха, только в 15 веке.
Два параллельных плана кажутся не связанными между собой, да и передача перспективы для художника — пока еще трудная задача. Колористическая гамма построена на легких, слитных, прозрачных цветах. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
В Помпеях существует фреска "Усмирение быка" (рис. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. По бокам располагаются кентавры и объемно нарисованные канделябры. Этим расписанным постройкам и веришь и не веришь.
На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. — Возможно, это просто домохозяйка. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Неумело исполнена другая женщина на фреске, фрагмент которой видим на рис.
Провинциальный городок Помпеи был расписан художниками очень красиво. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). В провинциях такие картины хоть и сохранились, но встречались довольно редко. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. И тысячелетия здесь не причем.
Декоративные и яркие полотна с их эмалевой живописной поверхностью вызывали восторг публики. Перспективное расположение есть только во фризах. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне.
В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении.
Архитектурные мотивы, появляющиеся сейчас в «коврах», подчинены их стилю: они кажутся «плоскими» имеют чисто орнаментальное значение. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. В верхней части присутствовали небольшие архитектурные элементы. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством.
При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица. Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на взаимодействии выразительных силуэтов на плоскости. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
На столе лежит все купленное ею. В целом живопись этого периода, в отличие от последующего, характеризует стремление к гармонии6. Окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Фоменко и Г. В. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. К последнему слою добавили толченый алебастр, чтобы придать стене блеск. В начале XVIII века раскопки продолжил принц де Эльбеф.
Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. В изображении сада на вилле Ливии в Риме мы находим настоящий «инвентарь» растений, воспроизведенный художником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста и он с уверенностью ее воспроизводит. Мифологический стиль тоже использовали в этих провинциях, но чаще всего только в оформлении полос с орнаментом (Аугсбург, термы в коммуне Виндиш (Швейцария), Види (Швейцария), Рубенах (населённый пункт в Кобленце), а в Италии он не был распространен вовсе. Большие книги лежат на столе и на полу.
Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. Это свойственно всем сферам человеческой жизни, в том числе и развитию искусства. Широкое распространение научных знаний в конце XVII — начале XVIII века вдохновляло итальянских живописцев на создание натюрмортов с атрибутами науки. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
их много. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Чем больше денег выделялось мастеру, тем тщательнее была его работа. Статуи и бюсты жители Помпей, скорее всего, привозили из Рима. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт.
Стена сохраняет характер предположительно существующего или воображаемого пространства. придают ей такой вид, что стена кажется сложенной из мраморных плит. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Условны также жесты действующих лиц и фон, обобщенно и почти символически изображающий деревья и архитектурные конструкции. Фландрия осталось под влиянием Испании и в ней господствовали средневековые порядки. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом.
Вообще жители Помпей любили загадки и розыгрыши. Архитектурные элементы (колонны, пилястры) изображаются с помощью живописи. Для этого стиля характерны написанные на светлом фоне гирлянды из цветов и листьев. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. 61). В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов».
В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. Зевксис представил свою картину, на которой была изображена ветка винограда.
В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник старался, чтобы его работа сохранилась надолго. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной пылью.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Первый имеющий, несомненно, восточное происхождение, состоит из простых раскрашенных четырехугольников имитирующих мрамор, дешевым заменителем которого они и являются.
Третий П. с. полностью соответствует официозно-парадному и несколько холодному искусству периода правления Августа. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. В одном из помещений этой обширной виллы стены сплошь покрыты росписями. Тем не менее введение в композицию каких-то элементов натюрморта по-прежнему определяется лишь сюжетом.
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Теперь обратим внимание на задний план. Но вернемся к хронологическому ряду картин.
Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. В книге "История культуры Древней Греции и Рима" находим интересную фразу: "С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский стиль живописи – так называемый помпейский изученный по фрескам обнаруженных в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании (II-I вв. Для этого периода (140 180 н. э. ) типичными являются стены, оформленные в 3-м стиле, с преобладанием колонн и особенным пристрастием к красным рисункам на жёлтом фоне (Casa del Soffitto Dipinto в Остии Антике)5. Художник и лепщик трудятся вместе над украшением дома.
Сюжеты этих картин были по преимуществу мифологическими, реже — бытовыми. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Но то, что уточняется быстрыми цветовыми мазками, – это не предметы, находящиеся перед глазами художника, а лишь представления о них. Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью.
Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Фрески этого типа обычно невелики по своему размеру – до полуметра в ширину. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. В заключении приведем еще одну параллель между помпейскими росписями и 16 веком. Портрет сделал мастер, приехавший из столицы, — так тогда было модно.
Помпейские росписи уцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана Везувий (79 г. н. э. ) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе с домами и виллами, а в некоторых случаях даже и с жителями". Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Обеспеченные люди охотно их покупали для украшения своих домов.
Досконально изображалась фактура вещей их великолепие, блеск и мерцание. В правой руке ребенка – корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). На передке повозки – три яблока. Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Но в полном смысле назвать подобные изображения натюрмортом нельзя, так как предметы, представленные на этих картинах, не имели самостоятельного значения и играли роль религиозных символов. При корпусном нанесении на поверхность, то есть в виде слоя значительной толщины, смесь эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений, которые формуются непосредственно на стене, пока смесь еще не застыла.
То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Возьмем, например, «Морской порт». Его можно охарактеризовать как чистую архитектоническую живопись. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря.
В оформлении карниза также использовалась техника светотени. Нельзя обойти стороной и еще одну интересную деталь помпейских стенописей – пейзажи. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Обычно художники помещали в композицию фигуру человека — хозяйки, одетой в скромное крестьянское платье.
Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Значительную роль играл Лейденский университет. 91), найденная при археологических раскопках.
Часто можно столкнуться с такими высказываниями и мыслями: "Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. 92) и говорить нечего: провал полнейший.
Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). vanitas — суета, тщеславие). Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы.
В центре этих строений обычно бывает нарисована закрытая дверь, которую в последней стадии развития этого стиля художник изображает раскрытой и через образовавшийся «пролом» зритель видит деревья, людей, животных — сцены пейзажного и мифологического характера. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Живопись в этой провинции хорошо изучена.
В Петре и Масаде находятся примеры 2-го стиля. Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюжетами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения. Историю натюрморта как жанра станковой живописи и в частности его типа "trompeloeil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов.
О трубящем ангеле (рис. Многие произведения анонимны. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Типичным примером является построенный во времена Августа Алтарь Мира, на четырех сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками (веток аканта) и различными фигурами. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом.
Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные построения, но изображаемые здания носят фантастический характер. Лучшими образцами дошедших до нас росписей второго стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях из виллы в Боскореале из дома Ливии на Палатине в Риме и из многих домов в Помпеях. Декорации этого стиля являются подражанием ковру, который повешен на середине стены. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. 96 – герб Ляцких.
Тем не менее Теплова, равно как и его товарища по школе Феофана Прокоповича Т. Ульянова, не раз приглашали к выполнению крупных государственных заказов. Интерес к натюрморту усилися в конце XIX — начале XX века, когда в Европе появилось множество новых художественных направлений. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Чаще всего фреска была прямоугольной.
Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Соединение ковра и перспективы выросло из таких настроений. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Инкрустационный стиль доминирует и с одной стороны мы имеем яркие, красочные примеры оформления, а с другой большое количество простых белых стен, украшенных только красными линиями.
Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Дальше на длинных стенах — белые ковры с парящими в воздухе фигурами посередине. Их качество на много выше, чем фресок. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок».
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова.
Потом художник писал портрет, комбинируя энкаустику — восковую краску — и темперу — краску, разведенную на яйцах. Это в первую очередь касается серии фресок эротического характера.
В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». На небольших досках, которые в I – V вв. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. Хороший пример этого стиля дает таблин в доме Саллюстия.
Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Настенная живопись в этой области развивалась в собственном направлении.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Фантастические изображения были в IV в, однако в эпоху Антонинов потеряли своё значение. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Первый стиль получил название «инкрустационного».
На передке повозки — три яблока. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина. И на свет были извлечены десятки картин — настенных фресок. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Вверху — фриз, составленный из лепного карниза, над которым опять идут ряды «мраморных плит» и второй карниз. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение. В т. н. Эта история оставила след в искусстве, в частности, в жанре натюрморта.
Различаются примерно четыре стиля настенных росписей. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии.
В конце II— начале III в прекращают расписывать стены «канделябрами». Один из художников, называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». Но предметы не всегда имели буквальное значение. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в Доме столетней годовщины (Доме юбилея) и в Доме Лукреция Фронтина.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись Junius – июнь. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Стены жилища украшены пейзажами. На таких натюрмортах изображали черепа и песочные часы.
Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. В целом создается впечатление, будто по меньшей мере центр города развивался в Италии. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже).
Перед нами два почти одинаковые образцы стиля, который возник как подражание станковой живописи из желания создать впечатление развешенных по стенам картин. 90) очень напоминающей головной убор крестьян из Китая или других стран восточной Азии. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок.
Обычно плинтус был оформлен просто, одним цветом, но иногда встречалась имитация мрамора и незатейливая растительная живопись. Хуфнагель создавал лишь акварели, картин с мотивами цветов и фруктов в XVI веке еще не было. Отдельные квадры, карниз и пилястры выполнены в штукатурке рельефом.
На одной фреске изображенный фантастический зверь показался очень знакомым. От простых и плоских форм художники медленно, но неуклонно шли к объемности и пространству. Стена могла быть украшена роскошными архитектурными элементами или же простыми полями, особенное внимание уделяли росписи центральной части стены и часто помещали там картину. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Это находит свое отражение как в быстроте лепки (легкими касаниями шпателя), так и в нежных, сочных светотеневых переходах.
А может и впрямь, в Помпеях была такая мода носить шляпы на китайский манер. Вот такую примерно последовательность. Справа в глубине изображена таверна. Часто росписи второго стиля представляют собой копии произведений греческих живописцев 4 в. до н. э. Особенно интересны фрески «Виллы мистерий» в Помпеях. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Вызывает подозрения опять же присутствующий временной разрыв. Такой же тип живописного решения применен в «Альдобрандинской свадьбе» — фреске в доме Ливии на Палатине в Риме в росписях виллы Боскореале и многих помпейских домов.
Примеры можно увидеть в Casa di Sallustio, Casa del Fauno. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть». Большая часть найденной живописи относится к III в н. э.