Обращение Савла Караваджо Описание
«Обращение Савла», Микеланджело Буонарроти — описание
Как отметил биограф Беллори, в картине «нет движения». 1600, Палаццо-Барберини, Рим), «Уверение ап. 1598, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), к к-рой стилистически близки полотна «Святые Марфа и Мария Магдалина» (1598, Ин-т искусств, Детройт), «Юдифь и Олоферн» (ок. И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа. 1956.
Для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо художник пишет алтарные картины «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра». Произведения, созданные после этого, отличаются лаконизмом и трагичностью. Art e dossier. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству.
- Описание картины «Обращение Святого Савла»
- Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
- КАРАВАДЖО ПОСЛЕ «КРИКА МЕДУЗЫ» — РИМ
- Караваджо – реформатор европейской живописи
Отдых на пути в Египет. Давид и Голиаф. 1994.
(ц. Вероятно, К. набросал композицию и исполнил образ Христа остальные части сцены написаны др. Контракт и сведения о выплаченном гонораре не сохранились. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал.
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Другие картины Микеланджело Буонарроти
- Словари и энциклопедии на Академике
- Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Обращение Савла»
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Мадонна Палафреньери» была отвергнута духовенством и двери, которые открывали ему путь к получению заказов на украшение собора Святого Петра, перед Караваджо закрылись навсегда. 1995. 1608 по окт.
Он отвртителен сам себе. да Монте, А. и В. Кампи, Дж. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция)Первое упоминание о пребывании К. в Риме имеется в деле о нападении на музыканта А. Дзанкони 8 июля 1597 г. В показаниях свидетель сообщал, что «художник Микеланджело лет 28 от роду, роста среднего лицом не очень бел, но и не темен, с черной, но скудной бородой одет иногда опрятно, а иногда нет говорит, как ломбардец здесь уже год, считая с последнего Великого поста» (Roma. 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Они максимально приближены к зрителю.
Б. Караччоло, Л. Спада, Б. Манфреди). живописи. Трактовка картины «Положение во гроб», похожей на яркий цветной фотоснимок, переводит таинство в плоскость реальных жизненных событий. Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель.
В римской «Авизи» от 31 мая 1606 года можно было прочесть, что Микеланджело Меризи, художник из Караваджо, приговорен к смертной казни. известно, что для него были написаны «Ужин в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Св. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти. Поздний «Ужин в Эммаусе» отличается более созерцательным, углубленным видением, сосредоточенным на подлинной сути происходящего: это не момент узнавания Христа, а прощание с Ним, подобное «Тайной вечере».
Особенно отличался известный возмутитель спокойствия Лонги, который вовлекал Караваджо в затеваемые им скандалы в игорных домах и на площадках для игры в мяч. Окончательную композицию отличают высокая степень обобщения, подчеркнутая лаконичность. Апостолов часто изображают вместе, так как они являются основателями христианской церкви. Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок. В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе).
2001. среду Рима. Это признание особенно ценно, поскольку высказано завистливым противником. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего.
В храм неожиданно ворвался убийца, подосланный эфиопским царём. Живопись К. отражает самоощущение беглеца – в ней переданы душевная тревога, напряжение, предчувствие смерти. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). 1604–1605 гг. Бонвичино), Дж. И вдруг он услышал голос голос Христа, обращённый к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь меня. » Караваджо изобразил Савла (впоследствии апостола Павла) в тот момент, когда он услышал глас Божий, призывающий его обратиться ко Христу и, пораженный, упал с лошади.
Но сама картина явилась причиной крупного скандала, который назревал со дня появления провокационного «Амура небесного и Амура земного». Несмотря на шумный успех, спустя некоторое время «Положение во гроб» было отвергнуто церковниками, которых смутили и напугали трагедийность звучания картины и жизненная достоверность персонажей. лаконизм жестов при энергичной лепке пластич. В доме маркиза Джустиньяни он видел «Всепобеждающего Амура», который поразил его смелостью и вызвал зависть. P. 80-97). Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха.
Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим) и с живописью Венеции. Шипиона Боргезе (Caravaggio a Roma.
живописи. Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Караваджо слышал о нём как об удачливом финансисте, расходующем немалые средства на коллекционирование произведений искусства.
P. 202-203). Он сочетает внешнюю беззаботность с внутренней значительностью, что побуждает к поискам скрытых смыслов сюжета. Открытия К. в ряде случаев были восприняты художниками опосредованно (Ф. Оказалось, что ввязавшиеся в драку парни были из числа сторонников Фарнезе.
В его ранних религ. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей».
Это случилось воскресным вечером 17 октября. Однако не суть важно, кто автор копии. Италии и Ватикана.
Он не жилец. 1590-хгг. Mil., 1994). В его мастерской К. рисовал цветы и фрукты «столь правдоподобно, что у него учились изящной манере» (Mancini.
С ним были связаны многие творческие планы. О ней сегодня можно судить лишь по копии, оказавшейся в 1908 году в коллекции петербургского Эрмитажа, где считается, что работа выполнена маслом на холсте (232x201) учеником мастера Лионелло Спада, прозванного, как было сказано, «обезьяной Караваджо».
Изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех искупленный кровью Христа. Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. 14 июня 1601 г. адвокат Лаэрцио Керубини заказал для семейной капеллы в ц. Санта-Мария-делла-Скала образ «Смерть Девы Марии» (Лувр, Париж). (маньеризм и академизм). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж.
Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). Во 2-м варианте композиции (1602, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим) внешность святого была облагорожена, композиция формализована, а прежде реалистическая связь между апостолом и ангелом стала сверхъестественной. Полотна имели успех, художник стал получать престижные заказы. Наиболее престижный заказ, предложенный К., - алтарная картина «Мадонна деи Палафреньери» для капеллы св. (Лувр, Париж)Смерть Девы Марии.
Художник следует «Золотой легенде», согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы. В «Призвании апостола Матфея» (см. Так появился на свет как открытый вызов Караваджо «Амур небесный и Амур земной» Бальоне, который по иронии судьбы уцелел при штурме Берлина в апреле 1945 года и продолжает негласный спор в том же музее Берлин-Далем, украшением которого является «Всепобеждающий Амур» Клраваджо, также чудом уцелевший в те трагические дни.
Ее драматизм передан лучом света, озарившим пересчитывающих деньги людей. На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. А жив ли он сейчас.
П. Беллори сообщал, что К. писал натурщиков в темной комнате, где свет падал сверху и что «подобная манера лишена действия, а оно важно для хорошей исторической живописи» (Bellori. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Ок.
Такое определение возвысило его в собственных глазах. Его влияние испытают практически все выдающиеся мастера ХТ1 века – от Рубенса, Веласкеса и Сурбарана до Жоржа де Латура, Бернини и Вермеера. Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна.
образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац. «Ужин в Эммаусе», написанный в переходный для К. период – от натурализма к углубленному видению, доказывает справедливость оценки Р. Лонги, который назвал художника первооткрывателем кризиса ренессансного сознания, разрушившего веками возводившееся «здание» законов искусства (Gregori M. Come dipingeva il Caravaggio // Michelangelo Merisi da Caravaggio. В капелле Паолина Караваджо с удивлением увидел подпорченные влагой после пожара крыши последние фрески Микеланджело, написанные в 1550 году на те же евангельские сюжеты.
силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки типа «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Деву Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. 1986. 1608 г. (собор Сан-Джованни, Валлетта)Казнь св.
При подписании контракта в качестве гаранта выступил всё тот же Джустиньяни, заверивший заказчика, что работа будет выполнена качественно и в срок. 1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Лютнист» (ок. Свет концентрируется в смещенном центре композиции – на молодом лике Девы Марии.
Лоренцо Карли, «автора неумелых картин» (Baglione. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Реализм религ. 2009/2010. М., 2011.
Напряжение между пространством и объемом приводит к «выталкиванию» форм из картины, к «выходу» изображения вовне, к стиранию границы между героями и зрителем. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Игнатия Лойолы, его размышления о грешниках и о темной бездне греха. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства).
Это — смысловой и композиционный центр картины. Некоторое время работал помощником рим.
Екатерина Александрийская» (ок. Чудо призвания подчеркнуто контрастом между будничным, современным К. миром рим. Колонна, К. вновь обратился к теме «Ужин в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан). Он злодей.
Художник проживает во дворце кардинала Дель Монто и все чаще пишет алтарные образы, которые отличаются большими размерами и более сложной композицией. 2009. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
2004. Жертвоприношение Исаака. Бальоне и Беллори сочли её лучшим творением Караваджо. Его постигла неудача, выбившая на время из колеи, — у него опустились руки. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя.
Анны в соборе св. милосердия. Дж. Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов. 1571, Милан – 18. 07. 1610, Порто-Эрколе) итал.
Матфея (1602). Это требование не было прихотью Черази, который слабо разбирался в живописи. галерея старого искусства, Рим). Вот почему столь печален прекрасный лик, так крепко она прижимает к себе ребёнка.
Иисус называл его величайшим из пророков. 3:1-2), художник запечатлел Микеланджело. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь)Программное произведение К. - большое алтарное полотно «Семь деяний милосердия» (1607, ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), заказанное благотворительным об-вом, состоявшим из местной знатной молодежи, проникнутой духом Контрреформации и стремящейся к воплощению идеалов христианского милосердия. 1609 г., он переезжал из города в город, возможно спасаясь от преследования, тем не менее везде его ждали заказчики, не стеснявшие свободу его творчества.
Он подошёл к доске и принялся кое-что поправлять в рисунке. XVII в. и повлияла на сложение реалистического течения в западноевроп. «Маленький больной Вакх» – автопортрет художника, не имевшего средств на натурщика.
Трудно поверить и в эту историю. Италии начала Контрреформации. P. 214). Караваджо пошёл своим путём. Дальний план с обобщенным видом римских окрестностей озарен иным, нейтральным светом.
зрителю.
Он умер так же нелепо, как и жил» 5. P. 6, 32). P. 136).
Караваджо был освобождён с условием не покидать дом без особого разрешения. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Поскольку картина писалась для доверенного частного лица, Караваджо мог свободно и безбоязненно выразить в ней протест против существующих порядков — иначе его работа была бы признана официальной цензурой богохульной и опасной.
Кард. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Она была готова к 1 сент. P. 25). Тяжелая плита, на которую опираются герои, - это и камень, закрывший погребальную пещеру и одновременно камень помазания (Friedlaender.
Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту. Выделяется лишь пятно сочного гранатового цвета в одеянии Богоматери. примера («Св. В «Св.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. К. смог вернуться в Рим в авг.
Сюжетом стал один из абстрактных догматов католицизма эпохи Контрреформации. Ок. 1956.
P. 191 Bellori. Петра, была исполнена для Братства папских конюших (1 дек. св.
Что ты гонишь меня. ». Ведь это автопортрет. Наконец Лена прониклась к нему полным доверием и раскрыла тайну.
1606 г. (ц. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. В картине поражают верность натуре и реалистический показ отдельных деталей. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
Но была ли картина написана, неизвестно, так как следы её утеряны. В их трактовке художнику предоставлялась полная свобода, но в договоре специально записывалось «specimina et designationem figurarum et aliorum», то есть обязательное согласование рисунков и эскизов. 1596 г. (Галерея Дориа-Памфили, Рим)Весной-летом 1596 г. он перешел работать к преуспевающему живописцу Дж. При первом взгляде на картину «Взятие Христа под стражу» бросается в глаза, как подобно вихрю некая сила справа толкает людей к стоящему Христу, который скрестил перед собой пальцы рук, словно защищаясь от нахлынувшей на него волны зла в лице двух вооружённых до зубов римских легионеров и ученика-предателя, обнявшего Учителя в стремлении запечатлеть на святых ланитах свой подлый поцелуй.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц. P. 233 Mancini. Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник.
Молодой человек играет на лютне и, вероятно, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды говорят о других ощущениях, дополняющих слух, а порванная струна скрипки и слегка измятые нотные листы – о преходящем характере земных радостей. Видимо, картины на досках, написанные первыми и, по сообщению Дж. Савольдо, Дж. Лаврентия» А. Чампи (ц.
Матфея. Плохая сохранность этой и последующих картин не позволяет составить о них точное суждение. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Матфей и ангел» (1602, утрачена), написанной для алтаря капеллы Контарелли и отвергнутой заказчиками, видно, что для своих картин К. использовал типажи уличной толпы.
Когда Савл, будущий апостол Павел, был единственным апостолом, призванным уже после смерти Христа. P. 498-499). Дель Монте к музыке отражена в полотнах «Концерт» (ок. С. 108), расширение композиции вправо (La Flagellazione di Caravaggio.
Полные поэтич. C. 84).
Бытовые детали (головная повязка хозяина таверны, натюрморт на столе) обрели у К. несвойственную им значительность. Тема картины – страдание и одиночество в скорби. Рекомендованный ему тем же Джустиньяни молодой художник блестяще проявил себя, работая над монументальными полотнами в капелле Контарелли, этого удачливого французского дельца, который ничем не брезговал, приумножая своё состояние, а незадолго до смерти сумел обзавестись кардинальской шапочкой. Тосканскому, а также мистико-аллегорическая композиция «Юпитер, Нептун и Плутон» (казино на вилле Лудовизи, Рим) исполненная маслом по штукатурке на своде алхимического кабинета (Zandri.
1743. Разговор был недолгим. Объявлена награда за голову Караваджо. С сюжетом картины было легко найдено решение — выбор пал на «Принесение в жертву Исаака» (104x135), к которому он однажды уже обращался. А самое главное состоит в том, что между двумя картинами «Обращения Савла» заключён многозначащий рубеж между ранним художественным творчеством Караваджо и его зрелым периодом с подлинно революционными свершениями.
Савл до своего обращения был последовательным гонителем христиан. Мария Магдалина», ок. Считается, что во время пребывания у кавалера дАрпино К. написал картины «Маленький больной Вакх» и «Юноша с корзиной фруктов» (обе – Галерея Боргезе, Рим).
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом ("Погребение Св. Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность. Глубоко личностное полотно «Давид с головой Голиафа» (1609-1610, Галерея Боргезе, Рим) было преподнесено кард.
Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь — знак мученичества. Он рисовал сцены из библии из мифологии и делал это таким образом, что создавалось впечатление, что это все происходило на самом деле. Чезари, кавалеру дАрпино. 1995. 1598, Нац. P. 36-37 Vodret. Исчезла характерная для произведений рим.
публике того времени и часто недоступный совр. Отречение от суетности мира обозначено включением в картину натюрморта: сосуд с благовониями и сброшенные драгоценности. 1604 г. (Пинакотека, Ватикан)Положение во гроб.
2011. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. P. 226).
P. 207-228 Sammut. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Скрываясь во владениях кн. «Маленький горбун в сутане», как его величали за глаза, будучи папским нунцием в Швейцарии, отличился разоблачением бежавших туда от суда инквизиции еретиков, многие из которых были сожжены по его наводке на костре. Манчини сообщал, что К. написал неск.
(Лувр, Париж)Судьба крупных работ К. была непростой: заказчики отказывались от них как от нарушающих приличия. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. R., 1650 Bellori. Урсулы» (1610, собрание банка «Интеза», Неаполь), смерть героя показывает, что есть что-то более важное, чем существование, жизнь.
P. 13). Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Если это так, то моделью наверняка послужило изображение Микеланджело в образе философа Гераклита на фреске Рафаэля «Афинская школа» или изваяние «Пьета», на котором, по утверждению Вазари, великий мастер изобразил себя в образе старца Никодима. 1608 г. просил позволения произвести его в рыцари (Macioce.
Портрет. Tribunale Criminale del Governatore.
1604 г. (Галерея Уфицци, Флоренция)В окт. 29 дек. 1606 г. (Пинакотека Брера, Милан)Утверждение человеческого достоинства в бедности и смирении, развитое в живописи В. Фоппы, Дж. P. 36). Это привело к драке. Фомы.
Mil., 1995. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме)Обращение Савла. Он пришёл не с пустыми руками, подарив Лонги небольшой его портрет.
На первом плане двое полуобнажённых калек, — апостол считался целителем душ и плоти. В «Призвании св. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. 1600 г. (капелла Контарелли, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме)Документы позволяют восстановить творческий путь К. с 1599 г. Первый публичный заказ, принесший ему славу, - оформление капеллы Контарелли в принадлежавшей франц. Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1.
(маньеризм и академизм). Хотя автор вульгарных стишков так и не был установлен, но, как заявил допрошенный помощник истца Мао, каждый из привлечённых по делу приложил руку к рифмоплётству. Налицо были беспомощность художника, отсутствие оригинальности и заимствования, особенно из «Мученичества апостола Матфея» в Сан-Луиджи деи Франчези. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. В частности, о поездке упоминает Пассери в своих «Жизнеописаниях», хотя рассказанная им история ссоры между Караваджо и Гверчино явно надумана, так как последний по возрасту никак не мог очутиться в Лорето, а играл себе с мальчишками в лапту в родном городке Ченто под Болоньей. Но однажды на пути в Дамаск он услышал голос «Савл. Биографы (Mander.
Страсть кард. художественной традицией: образ Христа у К. сравним с распростертым телом Христа в картине «Положение во гроб» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим), с «Пьетой» Микеланджело, с картиной Тициана на тот же сюжет (Лувр, Париж) и др., а также с полотнами Аннибале Карраччи, влиянием которых Р. Лонги объяснял «классический кризис» в творчестве К. Обращение Савла. Его «Воскресение», на которое он возлагал такие надежды, оказалось навсегда забыто. Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан-Джованни, Валлетта).
Первым делом он с помощью учеников приступил к обустройству жилья и мастерской. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. 1601 г. (Новый дворец, Потсдам, Германия)Для кард.
Сидящий в сторонке Демон, подперев рукой голову, смотрит на зрителя. Под впечатлением от поездки Караваджо приступил к написанию «Богоматери Лорето» (260x150) или, как её чаще называют, «Богоматерь паломников», так как на картине нет ничего, что говорило бы о чудесном перенесении ангелами святыни из Назарета в городок Лорето в области Марке, а паломников с избытком хватало и в Риме. 2011. 1991.
Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. А вот размеренная и обеспеченная жизнь во дворце Навичелла среди тишины обширного парка стала тяготить.
2005. Современники отметили мощные контрасты света и тени. Важно другое — никто не настаивает на подлинности картины, как это случилось когда-то в Палермо, когда один из местных коллекционеров объявил вскоре после гибели художника, что является обладателем подлинника отвергнутого «Распятия апостола Петра», о котором больше нигде не было никакого упоминания.
Жизнь во дворце Маттеи шла по раз и навсегда установленному распорядку. Облик Богородицы имеет классический прототип, благодаря чему противопоставлен др. К себе в мастерскую он опасался её приглашать, поскольку многим был известен род её занятий.
Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная. Дель Монте была написана 2-я картина «Медуза» (1597-1598, Галерея Уффици, Флоренция), преподнесенная им герц. 2009.
Выбор сюжетов объясняется тем, что капелла посвящена этим святым. 2002). Бальоне пришлось вновь вернуться к этой теме. В самом конце XVI века Караваджо получает заказ от наследников кардинала Маттео Контарелли на выполнение живописных полотен для капеллы римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. Нежданнонегаданно он получил новый удар.
галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция). 1608 г. (собор Сан-Джованни, Валлетта)Возможно, в это время было создано (или завершено) полотно «Мадонна с четками» (Художественно-исторический музей, Вена), о к-ром известно, что оно находилось в Неаполе осенью 1607 г. Часть исследователей полагает, что картина была написана по заказу семьи Колонна и датирует ее концом пребывания К. в Риме (Marini. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия»59. Она сознаёт, какие страдания выпадут и на долю её сына. Казнь св.
Он показывает, сколь остро Караваджо чувствовал тяжёлое и прерывистое дыхание своего времени, когда повсеместно свирепствовала инквизиция, поощрялись доносительство и анонимные поклёпы, участились ночные аресты подозрительных, под пыткой выбивались «признания» в инакомыслии и ереси, а трибуналы едва успевали выносить смертные приговоры. С картины снимали копии крупнейшие мастера различных эпох — от Рубенса до Сезанна. Он отказался от «высокого стиля» великого предшественника, на двух фресках которого присутствует множество персонажей, ставших участниками и свидетелями развернувшейся перед их взорами трагедии, обретшей космический размах и звучание. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. В нём Караваджо был назван «dominus et egregius in Urbe pictor», то есть «главный и славный художник Рима» и ему поручалось написать в течение восьми месяцев за четыреста золотых скудо на кипарисовых досках два евангельских сюжета: обращение Савла и мученичество святого Петра.
Годовая арендная плата составляла сорок скудо, что вдвое превышало обычную стоимость, но художника прельстило наличие садика и отдельного входа в дом. 1971. 1606). P. 234) она также символ понимания Христа как краеугольного камня, объединяющего ВЗ и НЗ, на котором основана Церковь – «тело Христово» (Calvesi. Иоанн Креститель» (1601-1602, Капитолийские музеи, Рим), «Поцелуй Иуды» (1602, Национальная галерея Ирландии, Дублин) (Cappelletti, Testa.
да Караваджо. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Т. о., в марте – нач. Или может он желает смерти. Его терзает мучение, совесть. Караваджо предложил ей взять ребёнка из приюта и поселиться в домике на Сан-Бьяджо.
В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. (ц. 1672. Все трое были известными в римских кругах куртизанками. С неба на него пролился яркий свет, который его ослепил. 1603.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Согласно последним данным, К. декорировал его весной 1599 г. Фигуры, показанные в энергичных ракурсах (вероятно, художник писал их стоя перед зеркалом), парят вокруг сияющей прозрачной сферы. Одновременно эти сферы объединены эмоциональным порывом, увлекающим простонародную толпу из области обыденного к сферам возвышенного.
Картины имеют ошеломительный успех и Караваджо получает все больше престижных заказов. Здесь, как и на последнем полотне К. «Мученичество св. У неё и в мыслях не было отдавать замуж за какого-то щелкопёра свою дочь-красавицу, которая приносила ей немалый доход. 65). Их действие словно разворачивается на театральных подмостках. В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Матфея». Монументальность композиции, абстрактность видения, следствием которой становится репрезентативность «большого стиля», декоративное начало, энергия пластической формы, четкость рисунка – черты, ставшие постоянными в живописи К. Его тяготение к реализму сказывается в оживлении античной мифологии современной народной поэтикой, в обращении к мотиву костюмированного героя и в народно-игровом прочтении мифа, в попытке соединить реальное с идеальным, обыденное с возвышенным.
За проект её оформления взялся Онорио Лонги. Кажется, последний довод окончательно подействовал на заказчика. Начался обмен письмами и нотами между недовольным Мадридом и Римом. Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Сам натюрморт имеет символическое значение. 1966. Бремя славы, свалившейся на тридцатилетнего Караваджо, оказалось неподъёмным. 1604-1605 гг.
В тени, который отбрасывает корзина на стол усматривают очертания рыбы — одного из символов христианства. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. 1955.
Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу. Образная структура условна – художник показывает не подлинные чувства, а схемы аффектов (убегающий мальчик – маска ужаса, зритель со вскинутыми руками – маска вопля). М. да Караваджо. 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св.
P. 312-318). Рождество он встретил в Лорето, став свидетелем поголовного экстаза десятков тысяч паломников, прибывших отовсюду в этот городок. 1956. 1598 г. (Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид)Новый этап в развитии стиля К. - создание картины «Отдых на пути в Египет», к-рая отличается светлой интонацией повествования, уравновешенностью композиции использованием традиционных иконографических цветов. Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, чьё имя означает «призванный», был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня. » Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства. Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями. К. обратился к традиц.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). 1605–1606 гг. Его хотят убить. Убийца держит за руку упавшего Матфея и готов вонзить в него меч. 1596-1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк ГЭ, С. -Петербург).
Смертельно ранив во время игры в мяч своего противника и сам получив ранение, художник бежит из Рима. Хроникёр, откликнувшийся на это событие в листке «Аввизи», сообщил, что вскоре Рим ожидает ещё одно не менее важное событие, когда прославленные мастера Караваджо и Карраччи выставят на суд граждан свои новые работы в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. P. 205).
Чего там только не было. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Полотно, написанное не по заказу (согласно Манчини, К. отправил его на продажу в Рим), отражало новое мировоззрение художника. Острота видения и реалистическая трактовка Ее образа не были поняты современниками. — рассуждал Караваджо про себя.
персонажам (Knig. Иероним» (ок. 2001. Оборотистый наследник, о финансовых аферах которого велось немало разговоров, заказал большой алтарный образ для фамильной капеллы рядом с капеллой Каэтани, которую украшала картина «Распятие» кисти покойного друга Пульцоне.
Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит. Сфорца-Колонна, в дальнейшем много помогавших художнику. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Смерть Девы Марии.
У К. «миф, осознанный как жизнь, становится историей и история, понятая как непосредственная реальность существования, становится драмой» (Свидерская. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Мадонна ди Лорето.
Ок. Правда, деньги не задерживались в его руках и как вода уходили в песок. Перед вышедшей на порог своего дома Девой Марией, прижимающей к груди Спасителя, преклоняют колени бедные старики-пилигримы.
В уведомлении от 24 окт. На радостях он закатил банкет для близких друзей, во время которого было сказано много хвалебных слов в его адрес и поднято немало тостов. музеи, Берлин). Екатерина Александрийская. 1596 г. (Галерея Дориа-Памфили, Рим)Отдых на пути в Египет. А. Фиджино, Ф. Галиции, а также венецианцев Джорджоне и Я. Бассано (Ibid.
землячеству рим. По мысли теологов, Богоматерь, а следов. и католич. Трагическое «Положение во гроб» — это реквием возвышенной скорби по той неосознанной пока живущими на земле людьми великой жертве, которая была принесена Христом ради их спасения.
Великолепен классический профиль Лены и вся её фигура напоминает античное изваяние. В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость». Савольдо, А. Моретто, Дж.
Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. Свет, льющийся из невидимого источника параллельно холсту играет одухотворяющую, а не формообразующую роль он выхватывает части предметов (драпировку ангела, лики Девы Марии и Младенца) произвольно, в тенях превращая формы в силуэты. Именно сам момент обращения Савла мы и видим на картине Караваджо. 1978. Видно, что пришли они издалека, преодолев нелёгкий путь. Слушая скорбные звуки органа, Караваджо вспомнил, почувствовав ком в горле, как старый кардинал молча поддерживал его своим неслышным появлением в мастерской, когда он с остервенением работал над «Призванием апостола Матфея», а по завершении работы так же молча перекрестил его. Всякое даже малейшее подозрение для иезуитов являлось презумпцией виновности.
Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Тогда с криком «Да здравствует Франция. » подвыпивший Лонги запустил в них камнем и началась потасовка. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. живописи XVII в., оппозиционного маньеризму и академизму.
Оно немедленно было признано шедевром (Pacelli. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. 467. Франческо Мария Дель Монте предложил К. стать его придворным живописцем.
P. 65). Там между любовниками нередко вспыхивали стычки. 1605 – 8 апр. Простонародный облик апостола контрастировал с гибкой, манерной фигурой идеализированного ангела, который водит грубую руку старика по странице.
P. 35-119). «Одевание нагих» проиллюстрировано сценой со св. Ничего лишнего. 1672. К сожалению, его большим недостатком — если это можно считать недостатком — было пренебрежение словом.
Но он глубоко ошибся, так и не поняв, что работы Караваджо, а особенно «Обращение Савла», способны вызвать вовне истинное движение в душе зрителя. Иоанна Крестителя. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). 1603, Галерея Уффици, Флоренция).
На картине «Св. P. 226 Baglione. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. трактовка сюжета как нравств. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь)Семь деяний милосердия.
В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ. Но он тоже в долгу не остался — не зря же его считают, как сказано в контракте, «dominus in Urbe pictor». К раннему периоду творчества К. относятся картины «Вакх» (Галерея Уффици, Флоренция) и «Юноша, укушенный ящерицей» (собрание Р. Лонги, Флоренция). КАРАВАДЖО (Caravaggio наст. Романо в Палаццо-дель-Те близ Мантуи. 1596 – нач.
1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин)Поцелуй Иуды. До нач. Дело в том, что Джованни Бальоне по протекции своего благодетеля Дзуккари, который пользовался большим весом в высших церковных кругах, получил от генерала ордена иезуитов Аквавивы заказ на написание самой большой по тем временам в Риме восьмиметровой картины «Воскресение» для церкви Джезу, где который год зияло закрашенное извёсткой пустое место над алтарём в одном из самых больших приделов — когда-то там были сбиты «еретические» фрески с полуобнажёнными ангелами кисти покойного Пульцоне. Иоанн Креститель» представлен излучающий свет юноша, обнимающий овна и с улыбкой обращающийся к зрителю. Екатерина Александрийская.
P. 172). мастерство иллюзионистич. Приступая к написанию своего «Амура», Бальоне безусловно видел являющуюся гордостью коллекции патриция Шипионе Боргезе знаменитую картину Тициана «Любовь земная и Любовь небесная», с которой не осмелился бы тягаться даже в мыслях, но воспользовался её названием. Об этой его поездке в Лорето известно немного.
картин на религ. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». 29 июля 1605 г. К. ранил нотариуса Мариано Паскуалоне да Аккумуло, после чего бежал в Геную. Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо.
Драматич. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. 1621 г. Худож. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
(Так, прототипом св. P. 101-105). Правда итальянские исследователи склонны приписывать авторство этой копии генуэзскому художнику Луке Сальтарелло. Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла» (230x175).
чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция)М. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.
1601 г. (Новый дворец, Потсдам, Германия)Уверение ап. 1605-1606 гг. ).
Фомы» (ок. Уникальна и неповторима. художник. Но он сломлен, повержен. Он с радостью ухватился за неожиданное предложение кардинала Бенедетто Джустиньяни написать картину в пику той, с которой его младший брат носится как с писаной торбой.
2009/2010. природой, так и метафорич. благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим. Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац.
1606 г. (ц. 1601 г. К. были оплачены 2 картины на кипарисовых досках. 2011. P. 131) отмечали вспыльчивость К., бравшегося за любую работу и терпевшего «крайнюю нужду и бедность» (Baglione. У него К. писал по «три головы в день» (Ibid. ). Перед зрителем предстают неясные образы в темной пустоте, словно растворяющей материю.
Как-то компания друзей собралась «У Мауро», где отмечался день рождения Онорио Лонги. Бальоне, «не понравившиеся хозяину», были отправлены в Испанию. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами.
Лучии, 1608 г. ). Руки Христа, профиль Клеопы, абрис лица хозяйки и голова служанки были отмечены графьей. апр. На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam». 1990.
"Смерть Марии", ок. 1607 г. (ц. На полотне «Кающаяся Мария Магдалина» святая представлена как плачущая юная простолюдинка, сидящая на низком стуле в пустой комнате. — Советы давать дело нехитрое, но не надо сыпать соль на раны. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. За ним охотятся. P. 29). Вскоре были завершены обе картины для церкви Санта-Мария дель Пополо.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. 1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Рибальтой, Д. Веласкесом, Ж. де Латуром). Ни о каком состязании не могло быть даже речи.
образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок. P. 264-266. 1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим).
Поэтический сюжет противоречит деидеализированному образу – индивидуальному, обостренно эмоциональному, «открытому» к личному контакту со зрителем. В произведениях кон. К. создал новые.
В этом неожиданном совпадении он узрел определённый знак судьбы. Естественно, многие сочли картину чудовищно вульгарной. 1995. Однако в апр. -мае 1605 г. в капелле были размещены картины на холстах.
Но 5 мая 1602 года ему смешала все карты неожиданная смерть кардинала Черази. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. На картине «Ужин в Эммаусе» показан момент узнавания воскресшего Христа учениками, а в более общем плане – соприкосновение будничности и чуда. Физически, да.
Среди них – картина «Положение во гроб» (Пинакотека Ватикана), о датировке к-рой спорят. Эта картина просто впечатывается в сознание. С. 193-194).
Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Портрет. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. P. 78-89) 14 июля 1608 г. художник стал «рыцарем послушания». Матфея» и «Мученичество ап. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг.
Счастливый муж не сводил с неё глаз, то и дело поглаживал её по животу. Возможно, вначале К. представил момент узнавания Христа учениками, когда после преломления Им хлеба «открылись у них глаза и они узнали Его». P. 355). 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин)В композиции «Ап. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».
Он был так уверен в своих силах, что обычно смотрел на работы современников со снисходительностью и пониманием их слабости. 1991. Сформировался под влиянием сев. -итал. Уверение ап. 2001.
1910). Прозвище Караваджо художник получил по названию городка близ Милана из к-рого происходила его семья. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). 1999.
1990 Iidem. Католицизм празднует победу над Реформацией. Он подписался «Брат Микеланджело» на трагическом и глубоко личном произведении «Казнь св. Ок.
С густой копной волос на голове, похожей на парик, Амур закован в блестящие стальные латы из-под которых видны только лицо, руки и худосочные босые ноги. художник, основоположник реалистического направления в европ. 1605–1606 гг. периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац. 1605, Галерея Боргезе, Рим). Пока он был занят обустройством жилища и мастерской, Лена куда-то исчезла.
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Возможно, в знак благодарности художник подарил прелату картину «Св. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Ужин в Эммаусе. учился у миланского худ.
Лучии", 1608 г. ). Ок. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. 1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. 1605 г., сообщалось, что К. «заочно приговорен судом» (Venturi. Трудно предположить, что сподвигло его на поездку в глухую провинцию.
2009. По совету П. П. Рубенса в февр. -марте 1607 г. картину приобрел герцог Мантуи. 1600 г. (капелла Контарелли, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме)Призвание ап.
10 нояб. Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. Но так продолжалось не всегда. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме)История написанных в 2 вариантах «Обращения Савла» и «Распятия ап. 1604 г. (Пинакотека, Ватикан)«Призвание ап. После веселого застолья в одном из трактиров на Кампо Марцио, где Караваджо с друзьями отмечал успех «Богоматери паломников», помолиться перед которой приходили толпы римлян, весёлая компания направилась к площади Навона. 1600 г. (Палаццо Барберини, Рим)Картины «Гадалка» и стилистически близкая к ней «Шулер» (художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт) показывают мир рим.
Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. Обвинение с него не сняли, так как сильнб было подозрение у судей, что именно он главный зачинщик этого шумного скандала. Было много тостов и весёлых шуток. Л. Зиккель считал, что во время проживания у Фантино Петриньяни (ок.
Начались поиски нового пристанища. Реализм полотна близок к оптическому обману.
Свет излучаемый телом Спасителя, воплощает теологический постулат о возможности искупления грехов (даже совершенных великими злодеями, подобными мучителям Иисуса) посредством Божественной благодати исходящей от Христа. К. объединил иконографии «Положения во гроб» (со святыми Иосифом Аримафейским, Марией Магдалиной и Марией Клеоповой) и «Оплакивания» (изображены Богоматерь и св. В конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, который в эти годы вновь стал, как в начале века, средоточием духовной и художественной жизни Италии. 1969.
Зная психологию римлян и их вкусы, Черази заранее просчитал свой ход. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. 1600 г. (Палаццо Барберини, Рим)Юдифь и Олоферн. Также К. был прочно связан с итал.
При реставрации были обнаружены следы первоначального замысла: в правой части картины – набросок портрета заказчика или автопортрет (см. : Караваджо: Картины из собр. сюжетам новое художественное воплощение. 1984).
«Богоматерь паломников» не вызвала особого интереса у знатоков, которые сочли её маловыразительной. Екатерина Александрийская», ок. 1606 г. (Пинакотека Брера, Милан)Ужин в Эммаусе. Заказчик хорошо разбирался в людях и понимал, что лесть — это верное средство, безошибочно срабатывающее в общении с художниками, которые, как правило, самого высокого о себе мнения. Никодима (возможно, мемориальный портрет П. Виттриче) и заниженной точке зрения. 1596) для Джироламо Виттриче были написаны картины «Кающаяся Мария Магдалина», «Отдых на пути в Египет» (обе – Галерея Дория-Памфили, Рим) и «Гадалка» (Лувр, Париж Капитолийские музеи, Рим), в к-рых отразился процесс становления стиля К. (Sickel. 1605-1606 гг. ).
Выбранная автором точка зрения «снизу вверх» придаёт особую величественность и монументальность образам. По мнению ряда современных ученых, полотно близко к работе «Амур-победитель» (1601-1603, Гос. Карла Борромея и нар.
В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок. сюжетах. Впервые увидев Лену во дворце Крешенци, Караваджо был поражён её красотой. С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Появившаяся полиция задержала всю компанию и препроводила в участок. живописи 17в., а также к изображению мифологич. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус».
Никому из его современников не под силу было сотворить что-либо подобное. Б. Морони, Дж. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу.
Но для образа Богоматери её поза чересчур игрива и легкомысленна. 1990). 2009.
Она никого не может оставить равнодушным. Неслучайно её называют «классическим интермеццо», как дань великому наследию Возрождения. P. 198-199). ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (La cappella Contarelli in San Luigi dei Francesi. сюжеты.
В глубине слева Караваджо изобразил себя. Ок.
Картина не оставила равнодушными даже противников художника. Композиция исполнена проникающего динамизма. P. 338-343 Calvesi. Начиная с 1600 года ссоры и кровавые схватки, в которых был замешан Караваджо, следовали одна за другой с впечатляющей регулярностью их последствия делались все более серьезными, а одна из ссор в 1606 году окончилась убийством» 4. Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом.
«Мадонна ди Лорето» (заказана в кон. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Несмотря на новаторство в трактовке вылепленных светом фигур, выступающих из мрака и в их размещении в пространстве, композиция сопоставима с «Бичеванием Христа» кисти Ф. Цуккари (Ораторио-дель-Гонфалоне, Рим) в коленопреклоненной фигуре на 1-м плане повторен классический образец – статуя эпохи эллинизма, т. н. «Точильщик» или «Скиф» (Галерея Уффици, Флоренция).
2010. 2011). К. трактует тему как чудо, требующее соприсутствия и сопричастности зрителя.
1606 г. К. бежал в Неаполь, где он «застал свое имя уже известным», так что ему поручили написать для капеллы семьи Франко в ц. Сан-Доменико-Маджоре «Бичевание Христа» (Pacelli. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Ок. Савл. Её постигла та же участь, что и первый вариант «Святого Матфея» и обе доски для церкви Санта-Мария дель Пополо. Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас.
Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Картина Меризи да Караваджо «Обращение Савла», написана на довольно известный библейский сюжет. Опершись плечом о косяк двери, она стоит босая, скрестив ноги. Дж. P. 226). реминисценций мифологич. Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. Costituti.
2010. Вопреки ожиданиям автора оно вызвало резкое неодобрение большинства прихожан, которых не тронул изображённый на картине среди множества ликующих ангелов образ Того, кто, «смертию смерть поправ», призвал верующих нести свой крест, чтобы уподобиться Ему. Темный фон служит большей наглядности «оптического эксперимента» со светом, который одновременно отстраняет персонажей друг от друга и выявляет их лица, что позволяет передать психологическую глубину, предвещающую искусство Рембрандта (Gregori. Призвание ап. Матфея» была написана первой.
Приходится только сожалеть, что эта прекрасная работа находится в частных руках. очарования и классич. P. 163). Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом».
1605 г., когда дело было улажено при посредничестве кард. Там царит холодная осень, зыбкая ширь природы предстает как фон индивидуального бытия. P. 226-228), принявшего новаторство К. Семь деяний милосердия. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
1983), способствует вовлечению зрителя в сцену, превращению живописи в зрелище и драму. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». Старый прелат тихо угасал от непонятной болезни. Он тянется к Младенцу в желании приложиться к его ножке. И вот она. Матфея. Спустя 8 месяцев К. ранила копытом лошадь и в кон.
Всем, видевшим картину, было понятно, против кого были направлены ядовитые стрелы. Очень выразительно лицо его престарелой матери со следами перенесённых лишений. 1596 г. К. уже работал у сицилийского худож. смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
У апостола голова Сократа и облик человека из народа. картины затерялись).
музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св. сюжеты для приора больницы Лучано Бьянки. художника-маньериста Дж. Иоанна Крестителя. Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. Юдифь и Олоферн. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла.
P. 31-51), написанными рваными слитными мазками, напоминающими письмо полотна «Жертвоприношение Исаака» (ок. Лючии» (1608, ц. Санта-Лучия, Сиракузы). Он также является новатором в рисовании с натуры. В своё время между великими мастерами произошла серьёзная размолвка, о которой упоминает Вазари — Микеланджело обвинил Рафаэля в плагиате.
Заметим, это уже не тарелка с плебейскими спагетти, а более изысканное блюдо. Doc. Лучии", 1608 г. ).
Особенно отличились, судя по протоколу допросов, Лонги и Джентилески. Но девица оказалась крепким орешком. (маньеризм и академизм). Сенат Сиракуз заказал К. полотно «Погребение св. Дель Монте был заказчиком картины «Св.
Павел активно занимался проповедническим служением. имя и фам. Заказчику не суждено было увидеть законченной свою капеллу. Но своей провокационной выходкой Бальоне мало чего добился и «Всепобеждающий Амур» Караваджо продолжал вызывать не только восхищение истинных знатоков, но и беспокойство церковных иерархов, до которых доходили слухи о дерзких картинах широко востребованного коллекционерами молодого художника, о котором говорил весь Рим. Archivio di Stato. Сан-Агостино, Рим)Мадонна ди Лорето.
C. 188 Graeve. 1958. P. 438-448), однако закончил ее между маем 1605 и маем 1606 г. (Vodret. Со временем ему удалось подчинить себе девушку, поскольку перед его напором никто ещё не мог устоять. 1621 г. Худож.
На ней был представлен св. 28 мая 1606 г. судьба К. резко изменилась. 1992.
С тех пор и по сегодняшний день этот городок является местом массового паломничества. 2005 Caravaggio: La cappella Contarelli. Карло Борромео (Danesi Squarzina. 1601, Новый дворец, Потсдам).
Случайно в эту политическую интригу косвенно оказался втянутым и Караваджо. 1604 г. (Галерея Уфицци, Флоренция)Жертвоприношение Исаака. На столе стояло больше предметов. 1604 г. (Macioce. Как обычно, картина была окончена очень быстро — в течение нескольких дней. Антиакадемическое видение, отказ от канонов идеальной красоты, обращение к простонародным моделям отражают то, как К. понимал «законы церкви», влиявшие на общество и культуру Сев.
1999. Беллори определял его раннюю композицию на тот же сюжет как «достойную восхваления за естественность колорита», а позднюю – как темную и контрастную, осуждая в обеих «простоту и грубость форм». Ок. Матфея» – более зрелое произведение. Караваджо также был ранен, но смог скрыться. Этот постулат был близок к антиригористической позиции ордена доминиканцев (Bologna.
Их забавные мордочки выглядывают у неё из правой подмышки и из-под ног. Здесь (в Порто Эрколе. Поцелуй Иуды. 1607 г. (ц.
Сегодня о картине можно судить по двум идентичным копиям, но о подлинности их мнение у специалистов расходится. мастеров (Дж. Фомы. 25 октября художник впервые за долгое время покидает Рим. Он её заслужил. Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук.
Сан-Паоло-Конверсо, Милан), с композицией «Христос у колонны» Себастьяно дель Пьомбо (ц. Ярко освещён бегущий мальчик-служка. На Пасху 1603 года огромное полотно «Воскресение» было открыто для всеобщего обозрения.
Однажды папа Сикст V похвалил настенную роспись в Апостольской библиотеке, выполненную в 1589 году, как ему доложили, «пятнадцатилетним» отроком, хотя тщеславному Бальоне было тогда без малого двадцать три года. Надо отметить, что кроме спокойного и светлого «Отдыха на пути в Египет» Караваджо никогда не обращался к жизнеутверждающим и праздничным евангельским сюжетам типа «Введения во храм» или «Обручения», равно как и к изображению воображаемого небесного пространства, населённого ликующими ангелами. В результате его арестовали.
произведениях поэтич. Гранат — символ Страстей Христовых.
музее, Мессина). Лик Христа был более молодым и не омраченным печалью. Зло воплощено в центральной, ярко освещенной и застывшей фигуре палача.
При рентгенографии полотна был обнаружен первоначальный вариант композиции. Караваджо загляделся на обворожительную синьору Джентилески в интересном положении. С. 212). И без того тошно в этой безалаберной жизни». образ был снят с алтаря, позднее кард. 1672. Но впоследствии, после кончины Саннезио, первая из купленных им досок — «Распятие апостола Петра» — бесследно исчезла.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Об этом полотне, созданном по заказу уроженца Ломбардии юриста Томмазо де Франкиса, писали, что «души знатоков и самих профессионалов потрясла эта новая манера, основанная на мраке с немногими светами, тонущими в тенях» (De Dominici. А как бы воспринял кардинал Маттеи его новую работу. Смерть Марии, ок.
Двадцать семь лет спустя в Риме объявится Веласкес, которому было столько же лет, как и Караваджо, когда он писал «Взятие Христа под стражу». P. 237-238).
Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Слух об этом тут же разнёсся по городу, породив немало разноречивых суждений.
Художник должен был написать картину за год (Randolph Parks. Положение во гроб. P. 140). Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
1590-хгг. «Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты», — писал один из секретарей кардинала. 1604–1605 гг. Мартином, отрезающим полу плаща для нищего «насыщение голодных» и «посещение узников» – сценой «Caritas romana» (Милосердие римлянки) «утоление жажды» – Самсоном, пьющим из челюсти осла «предоставление крова бездомным» – образом Христа-пилигрима на пороге таверны в Эммаусе «посещение больных» – сценой погребения неизвестного бедняка. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Иконография «Мадонна с Младенцем, попирающие змея» иллюстрировала богословское заключение, утвержденное буллой папы Пия V как ответ в полемике с протестантизмом.
Иоанн Креститель). Художественные особенности картины «Юноша с корзиной фруктов» получили развитие в дальнейшем творчестве К. Так, основой для создания полотна служат классические образцы, сюжет заменен свободно избранным мотивом – реалистично показанным фрагментом жизни изображение единичного и конкретного сочетается с предельной широтой обобщения, что делает образ монументальным, нейтральный фон концентрирует внимание на приближенных к зрителю фигурах, подчеркивая зрелищность и оптическую иллюзорность, свет играет роль формообразующего фактора. Грязные ступни ног молодого крестьянина почти касаются рамы картины.
Римская курия ужесточала свои требования к искусству и Караваджо оказался одной из первых жертв католической реакции, когда духовенство и попечительский совет церкви Сан-Луиджи наотрез отказались принять первоначальный вариант картины «Апостол Матфей и ангел» и потребовали внести ряд исправлений в «Мученичество апостола Матфея». Церковь играла в уничтожении греха и ереси равную с Христом роль. Storia dellarte. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6.
Св. Матфей внутренне готов к апостольству, вот таким образом жест вошедшего Христа, близкий к тому, к-рый показан Микеланджело в композиции «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, лишен властности. Картина отмечает переход к последнему, наиболее интенсивному периоду творчества. P. 136), специализировавшегося на религ. P. 35-42).
формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. 24 сентября 1600 года был подписан контракт, составленный на латыни. 1597 г. он попал в больницу для бедных Санта-Мария-делла-Консолационе (Sickel.
Отныне и до самого конца жизненного пути, продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, художник с огромной энергией будет работать по заказам Церкви и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства мастеров монументальной религиозной живописи. «А почему бы ему самому об этом не побеспокоиться, прежде чем облачаться в сутану. Анны имя к-рой означает «благодать».
6 апр. P. 104-105). «Обращение Савла» (1600-1601) попало в собрание Одескальки в Риме (следы др. За нанесённое Бальоне оскорбление Караваджо всё же угодил в Тор ди Нона. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин.
Они оказали заметное влияние на крупных живописцев-иностранцев (Рубенса, Йорданса, Рембрандта), а также на возникновение художественного направления караваджизма, представленного в Нидерландах Х. Тербрюггеном, Г. Хонтхорстом, Д. ван Бабюреном, во Фландрии Т. Ромбаутсом, А. Янсенсом, во Франции Ж. Валантеном, С. Вуэ, в Испании Х. Риберой, в Германии А. Эльсхаймером. P. 82-83). Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе. Картина «Мученичество ап. Ш. Боргезе приобрел его за половину цены. C. 201-203v Caravaggio: Una vita dal vero.
Вероятно, по этой причине 16 апр. Романино, Л. Лотто). Видно, как тяжело дается ему процесс писания. 1951. P. 5-73). (29. 09.
1598 г. (Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид)Св. 1985. этике св. По-разному К. использовал освещение. P. 82).
Дж. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Reg. Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок. 1995. Наконец свершилось то, о чём он так мечтал.
Его характер очень хорошо отражен в его картинах. Mil., 2006). художником. Как ни заманчиво было предложение, но работать и жить под одной крышей с этим аристократическим борделем было как-то не с руки и Караваджо, прекратив поиски, окончательно обосновался в съёмном флигеле при доме вдовы Пруденции Бруни в переулке Сан-Бьяджо.
Петра» (1604-1605, капелла семьи Черази, ц. Санта-Мария-дель-Пополо) запутанна. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Неожиданно в ход было пущено оружие и сраженный Томассони упал замертво. Вскоре громоздкое «Воскресение» стало объектом насмешек острых на язык римлян, чего никак не могли допустить иезуиты, не желавшие превращения их церкви в место жарких дискуссий. Савла привели в Дамаск, где он был исцелен, после этого Савл крестился и назвался Павлом.
К., не подражая, сумел предложить собственную трактовку единичной обнаженной фигуры. Так рождается новая концепция исторической картины. 1998). Композиция может служить доказательством знакомства К. с росписями Дж. Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Ш. Боргезе вместе с мольбой о папском помиловании.
.